Немецкая классическая философия презентация шелленберг. Презентация «Немецкая классическая философия, или Немецкий классический идеализм. Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах
Немецкая классическая философия План: Общая характеристика немецкой
классической философии.
Критическая философия И. Канта.
Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
Объективный идеализм Г. Гегеля.
Антропологический материализм Л.
Фейербаха
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся
немецких философов того времени:
Иммануила Канта
Иоганна Фихте
Фридриха Шеллинга
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
Ведущиенаправления
немецкой
классической
философии
Объективный
идеализм
(Шеллинг,
Гегель)
Субъективны
й идеализм
(Фихте)
Материализм
(Фейербах)
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
1.2.
3.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
немецкая классическая философия
значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
рассматривала историю как целостный
процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой
сущности.
Кант, Иммануил (1724-1804)
Кант, Иммануил (17241804)Кант - первый из
философов нового
времени осознанно
подошел к учению о
категориях:
“Мы не можем
мыслить ни одного
предмета иначе, как с
помощью категорий”.
Он считал, что
категории играют
фундаментальную роль
в мышлении.
Кант выделял:
три основные идеипсихологическая (учение о душе)
космологическая (учение о мире)
теологическая (учение о Боге)
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, м
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е.Противоречащим, несовместимым друг с другом
положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может
быть доказано логически безупречно
тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей
и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.
Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную
причинность".
антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо".
антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в
мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)
Философ иобщественный деятель,
представитель
немецкого
классического
идеализма. Вслед за
Кантом считал, что
философия должна
быть фундаментом всех
наук. Подчеркивал
значение вопросов
обоснования морали и
государственноправового устройства
(т.н. "практической
философии").
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:
«Опыт критики всяческогооткровения»
«Наукоучение»
«Основы естественного
права» Свою философию мыслитель
называет «наукоучением». Ключевым
моментом философии И. Фихте было
выдвижение так называемой «Я –
концепции», согласно которой «Я»
имеет сложные взаимоотношения с
окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)
Шеллинг разрабатывалпроблемы философии
природы (натурфилософию).
Он выдвинул и обосновал
идею тождества бытия и
мышления.
Шеллинга весьма ценили в
России за то, что он “остро
чувствовал моральные
обязанности и поэтические
возможности философии”
(А. Гулыга). В практической
философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально –
политического характера
развития истории.
Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:
историяразвития идей
естественная
(история природы)
мировая история,
история познания
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
Великий немецкий философсистематик, Аристотель Новоговремени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о развитии,
становлении, противоречиях).
Гегель – первый философ, который
осмыслил проблему
диалектических противоречий
самым фундаментальным образом.
Он открыто заявил, что
противоречие – не ошибка, не
недостаток нашего мышления, а
"корень всякого движения и
жизненности", что мы не можем
мыслить ни одного предмета иначе,
как только в противоречиях, в
единстве противоположностей. Из
взаимодействия противоположных
вещей, сторон возникает все
богатство-многообразие мира.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
Абсолютная идея(Г.Гегель)
Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
теория объективногоидеализма
общий философский
метод – диалектика
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:
«Феноменология духа»«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
«Философия права»
Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)
Анализируя христианскиепредставления, различные
формы религии, пришел к
критическому переосмыслению
религии как типа сознания и
далее, к критике философского
идеализма. Главное сочинение
Фейербаха – “Сущность
христианства”. Он не просто
подверг критике веру в Бога, не
просто декларировал атеизм.
Людвиг считал, что Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек. Он
выдвинул тезис: “Человек –
человеку Бог”. Каждый человек
– это Бог, т. е. для каждого из
нас любой человек, наделенный
всеми самыми хорошими
качествами, является Богом. Философию Фейербаха называют
антропологической, антропологическим
материализмом или натурализмом.
Природу он рассматривал через призму
отношения к ней человека. Человек для
него не только духовное, но и телесное
существо. Дух и материя слиты,
нераздельны в человеке. Более того, он
утверждал: “Бытие – это субъект, а
мышление – предикат (нечто вторичное)”.
Мышление – свойство бытия.
Или Немецкий классический идеализм
Разработал учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века. Представители немецкой классической философии - Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте и Фейербах. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На ее рождение повлияли разные факторы – революция и попытка Реставрации во Франции, популярность идеологии естественного права и собственности, понятие разумного общественного строя. Классическая немецкая философия аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.
НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику сущности человека. Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику.
Родоначальник этого философского направления
Иммануил Кант (1724 -1804). Большинство историков считают Иммануила Канта основателем того значительнейшего феномена в истории развития человеческого разума, которым является классическая немецкая философия.
«ДОКРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА
- Его творчество обычно подразделяют на два этапа: «докритический» (до написания «Критики чистого разума» в 1770 г.) и «критический» (примерно с 1770 г.). На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей и проявил себя как ученый-естествоиспытатель. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космогоническую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа. Кант предположил, что вначале материя находилась в состоянии газопылевой туманности, в которой вокруг более тяжелых частиц под влиянием сил притяжения и отталкивания группировались первоначально небольшие астероиды. Механический круговорот частиц без всякого вмешательства бога привел к образованию Солнца и планет. Одновременно внутреннее движение частиц в первоначальных космических телах вызывало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению И. Канта, происходило образование звезд и других небесных тел.
- Кроме этой гипотезы «докритический» И. Кант высказывал идею о приливном трении, замедляющим суточное вращение Земли, выступал против духовидения, других проявлений мистики.
«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА КАНТА
- Второй, критический период в творчестве философа, посвящен проблемам гносеологии, диалектики, нравственности и эстетике. Прежде всего, он попытался решить дилемму, возникшую между эмпиризмом и рационализмом: что является источником знания – разум или опыт? Он счел, что эта дискуссия является по большому счету искусственной. Ощущения дают нам материал для исследования, а разум придает ему форму. Опыт же позволяет все это уравновесить и проверить. Если ощущения эфемерны и непостоянны, то формы разума – врожденные и априорные. Они возникли еще до опыта. Благодаря им мы можем выразить факты и феномены окружающего в понятиях. Но постичь сущность мира и Вселенной таким образом нам не дано. Это «вещи в себе», понимание которых лежит за пределами опыта, оно трансцедентно.
Критика теоретического и практического разума
Главное достижение И. Канта - это его критическая философия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье - проблемам явления нашему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве?»
Кант поставил основные проблемы, которые затем решала вся последующая немецкая классическая философия. Что и как может человек знать, как ему действовать, чего ожидать, и вообще, что он сам такое? Чтобы ответить на первый вопрос, философ рассматривает этапы мышления и их функции. Чувства оперируют априорными формами (например, пространство и время), рассудок – категориями (количество, качество). Факты, взятые из опыта, с их помощью преобразуются в идеи. А разум с их помощью выстраивает априорные синтетические суждения. Так происходит процесс познания. Но разум содержит в себе еще и безусловные идеи – о единстве мира, о душе, о Боге. Они представляют собой идеал, образец, но рационально их вывести из опыта или доказать невозможно. Всякая попытка сделать это порождает неразрешимые противоречия – антиномии. Они указывают, что здесь разум должен остановиться и уступить место вере. Раскритиковав теоретическое мышление, Кант переходит к практическому, то есть к морали. Ее основой, как считал философ, является априорный категорический императив – выполнение нравственного долга, а не личных желаний и склонностей. Кант предвосхитил многие особенности немецкой классической философии.
Иоган Готлиб Фихте (1762-1814).
Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте . Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании -это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.
Субъективный идеализм И.Г.Фихте
Фихте, в отличие от Канта, отрицал то, что окружающее не зависит от нашего сознания. Он считал, что субъект и объект – всего лишь разные проявление божественного «Я». В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствиями. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Высшей ступенью этого процесса является осознание тождественности субъекта и объекта. Тогда противоположности уничтожаются, и возникает абсолютное «Я». Кроме того, субъект в понимании Фихте бывает теоретическим и практическим. Первый определяет, а второй реализует. Абсолютное «Я», с точки зрения Фихте, существует только в потенции. Его прообразом является коллективное «Мы» или же Бог.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854)
Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг. Идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма». Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентальный идеализм и философия тождества.
саморефлексия человека = абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира. " width="640"
Объективный трансцендентальный идеализм Шеллинга
Сердцевина философии Шеллинга - категория Абсолюта. Абсолют - это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я»,существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Абсолют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и природы, из которой он проявляется в обществе. С другой стороны, развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы = саморефлексия человека = абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Самый крупный философ немецкого классического идеализма. Его главное сочинение называется «Наука логики». Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, и общественной жизни. Гегель создал широкую систему философских знаний. Сочинения Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия природы» , «Философия истории», «Философия права», «История философии», «Эстетика» и др.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ
В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. На обыденном языке это есть не что иное, как бог. Абсоютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии).
- Главное для Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в искусстве, религии и философии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, которая также выступает проявлением Абсолютной Идеи. В философии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолютная Идея совершает круг в своем развитии. Но вся эта деятельность идеи оказывается деятельностью чисто духовной, инобытием разума. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его.
- С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена.
ТВОРЕЦ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА
В основе диалектического метода Гегеля лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто . Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто . Взаимодействие между ними приводит к зарождению какого-то зачаточного, или нового знания, или уже определенного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени: становление (т.е. брожение, взаимопереход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем).
Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено её отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой Гегеля.
ВЕЛИКИЙ ДИАЛЕКТИК
Гегель разработал развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т. д. – в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Немецкий философ. Ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Родоначальник антропологического материализма. Главный труд философа - «Сущность христианства». Фейербах утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».
Философия Людвига Фейербаха
В первоначальный период своей философской деятельности Людвиг Фейербах принадлежал к школе младогегельянцев. Он считал идеальное лишь особым образом организованным материальным. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. Он был материалистом в понимании природы и полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает благоговейное отношению человека к человеку.
ИДЕАЛИСТ В ПОНИМАНИИ ОБЩЕСТВА
Родоначальник антропологического материализма, Фейербах в то же время оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека и его, идущая от родовой сущности, идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовали бы любовь и справедливость.
Основные понятия
- Абсолют - основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
- Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.
- Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
- Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.
- Антиномии - противоречащие друг другу суждения.
- Антитезис - противоположное тезису положение.
- Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами.
- Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.
- Априорные формы чувственного содержания - объекты познания, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.
- «Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.
- Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.
- Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.
- Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.
Основные понятия
- Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира. Например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.
- Категорический императив - правило, требующее обязательного исполнения.
- Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».
- Максима - правило поведения, внешне выраженная формула поведения.
- «Не-Я» - окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.
- Объективный дух - часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.
- Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.
- Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.
- Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.
- Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.
- Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.
- Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.
- Перцепция - чувственное восприятие действительности.
- Синтез - соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).
Основные понятия
- Субъективный дух - категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.
- Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.
- Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.
- Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.
- Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.
- Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.
- Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.
- Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.
- «Я» - категория в философии Фихте, указывающая на центральную роль субъекта в мире.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Все эти разные философы исследовали не только человеческую историю, но и человека, его сущность и цель. Кант считал, что главным в людях является нравственность, Фихте – что активность и разумность, Шеллинг – что тождество субъекта и объекта, Гегель – логичность, а Фейербах – любовь. В определении значения философии они также занимали разные, хотя часто и сходные позиции. Кант уделяет основное значение теории познания и этике, Шеллинг – натурфилософии, Фихте – политическим дисциплинам, Гегель – панлогизму. Фейербах рассматривает все эти проблемы в комплексе. Что касается диалектики, то все признавали ее значимость, но каждый из них выдвинул собственный вариант этой теории о всеобщей связи.
Заключение
Классическая немецкая философия – одно из наиболее значительных достижений духовной культуры Западной Европы XIX в. Немецкая классическая философия, основными чертами которой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался доказать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. Кант подтвердил познаваемость природы, обосновал и попытался реализовать идею новой метафизики, имеющей в качестве основания морального поведения, закон свободы. Памятник Иммануилу Канту (г. Калининград)Cлайд 4
Кант впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Докритический (до 1770 г.) – Кант выступает как эмпирик. Он разработал космогоническую картину мира (происхождение солнечной системы от первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа), написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором практически исключил идею сотворения. Выдвинул гипотезу о взаимосвязи приливов и вращения Земли. Разработал систему классификации животного мира. Выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. Кредо этого периода: «Дайте мне теорию, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». В числе основных работ - "Новое освещение первых принципов метафизического познания" (1755), "Грезы духовидца" (1766).Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
«Критика способности суждения» - в ней Кант хочет прийти к определению условий. При которых возможно действительное познание, а тем самым – к определению границ познания (т.е. к возможному исключению метафизики из области познания). Эстетические идеи изложены Кантом в работе "Критика способности суждения". Человеческий дух имеет три способности: познание; желание; чувство удовольствия или неудовольствия. Эстетическая рефлексия основывается на третьей способности. Эстетическое удовольствие характеризуется чистотой или незаинтересованностью, необходимостью и всеобщностью, формальностью. Объектом эстетики выступает не только прекрасное, но и возвышенное, отличающееся от прекрасного игнорированием формы и вниманием к безмерному и бесконечному; Целесообразность присутствует в произведениях художника, а также существует объективно, в природе. Подпись Иммануила КантаCлайд 15
Априори (лат. А priori – из предшествующего) – знания, предшествующие опыту, независимые от опыта. Апостериори (лат. A posteriori – из последующего) – знания, последующие за опытом, вытекающие из опыта. Максима категорический императив (лат. Imperativus – повелительный) – термин, введенный И. Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Имеет две формулировки: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту категорический императив является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.
1 из 26
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
№ слайда 4
Описание слайда:
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
№ слайда 5
Описание слайда:
№ слайда 6
Описание слайда:
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
№ слайда 7
Описание слайда:
Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
№ слайда 8
Описание слайда:
Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
№ слайда 9
Описание слайда:
№ слайда 10
Описание слайда:
Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.
№ слайда 11
Описание слайда:
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
№ слайда 12
Описание слайда:
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
№ слайда 15
Описание слайда:
Объективный идеализм Г. Гегеля Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им:- теория объективного идеализма;- всеобщий философский метод – диалектика.
№ слайда 16
Описание слайда:
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Описание слайда:
№ слайда 19
Описание слайда:
Социально-философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
№ слайда 20
Описание слайда:
№ слайда 21
Описание слайда:
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:· единственно существующими реальностями является природа и человек;· человек является частью природы;· человек есть единство материального и духовного;· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
№ слайда 22
Описание слайда:
В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:· Бога как самостоятельной реальности нет;· Бог – порождение сознания человека;· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
Описание слайда:С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
№ слайда 25
Описание слайда:
№ слайда 26
Описание слайда:
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ВЕРШИНА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Конец 18 – 1 половина 19 века. Немецкая классическая философия – синтез предшествующих философских поисков Нового времени.
2 слайд
Описание слайда:
Творчество Канта делится на 2 периода – докритический (до 1770 г.) и критический. В докритический период интересы Канта носят естественнонаучный характер. Написал трактат «Всеобщая история и теория неба», в которой сформулировал теорию происхождения Вселенной из первоначальной туманности. Сформулировал 3 вопроса философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» 1770 г. – переход к воззрениям критического периода под влиянием работ Д. Юма. «Юм пробудил меня от догматической спячки» (И. Кант). Вопрос Юма о том, что стоит за впечатлениями, которые получает человек, есть ли за ними объективная реальность, заставили Канта задуматься о вопросах познания. 1781 г. – работа «Критика чистого разума» («чистый» в терминологии Канта – теоретический, не связанный с практическими целями). ИММАНУИЛКАНТ (1724-1804) Основатель немецкой классической философии. Профессор университета в г. Кенигсберг (сейчас – Калининград).
3 слайд
Описание слайда:
И. Кант начинает рассуждения с традиционного для Нового времени вопроса – как возможна подлинная наука. Кант отвергает ссылки на опыт и эксперимент, т.к. НАШ УМ ПОЗНАЁТ МИР НЕ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ, А ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАМ. Кант делит знания на две категории АПРИОРНЫЕ (предшествующие опыту) АПОСТЕРИОРНЫЕ (приобретённые опытным путём) Априорные знания – основа научного познания, апостериорные – залог его развития и обновления.
4 слайд
Описание слайда:
«ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?» ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА наука метафизика (философия)
5 слайд
Описание слайда:
АНТИНОМИИ РАЗУМА Каждую из частей антиномии можно доказать, не нарушая законов логики. Поэтому метафизика невозможна как рациональная наука. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Это – «вещь в себе», а познать можно только явления – феномены. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир бесконечен во времени и пространстве Любая сложная вещь состоит простых частей В мире нет ничего простого, не существует предела делимости Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет В мире существует свобода Существует Бог как причина мира Бога нет ни в мире, ни вне его
6 слайд
Описание слайда:
ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Сознание человека (познающий субъект) Мир Познание как отражение «КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ» КАНТА Сознание человека (познающий субъект) Вещь в себе Познание как набрасывание сетки априорных категорий на явления Явления
7 слайд
Описание слайда:
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАНТ С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОЧЕРТИЛ ГРАНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОКАЗАЛ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И АКТИВНОСТЬ.
8 слайд
Описание слайда:
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, НЕ ВПАДАЯ В АНТИНОМИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ. ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? «Критика практического разума» (1788 г.) Практический разум – тот, которым люди руководствуются в своих действиях. В произведении Кант исследует основы морали. Сформулировал всеобщий моральный закон – категорический императив (т.е. требование): «Поступай так, чтобы максима (т.е. предписание) твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».
9 слайд
Описание слайда:
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВОВ КАНТ РАЗЛИЧАЕТ 2 ТИПА ПОСТУПКОВ Легальные (внешне соответствуют требованиям морали, но совершаются ради удовольствия, выгоды и т.п.) Моральные (совершаются исключительно из чувства долга, уважения к нравственному закону)
10 слайд
Описание слайда:
Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности» (И. Кант).