Александр Дворкин: Почему в Римской империи преследовали христиан? История преследования христиан в Римской империи Верующий гонимый в римской империи
Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века
Нерон (54-68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.
В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел ; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.
Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.
Веспасиан (69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.
Домициан (81-96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа , еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.
Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.
Траян (98-117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.
Коммод (180-192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно - тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).
Септимий Север (193-211) При нем:
- в числе других был обезглавлен Леонид , отец знаменитого Оригена,
- брошена в кипящую смолу девица Потамиена ,
- принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.
- В Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ.
В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.
Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.
Каракалл (211-217) продолжал частные и местные преследования.
Гелиогабал (218-222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.
К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.
Александр Север (222-235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.
Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.
Но христианство все же не объявлялось "религией дозволенной".
Максимин Фракиянин (Фракиец) (235-238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.
Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.
Гордиан (238-244) Преследований не было.
Филипп Аравитянин (244-249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.
Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.
В это жестокое гонение многие отпали от христианства.
Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.
В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан , приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила , еп. Антиохийский, Александр , еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.
Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский .
А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.
Гонение продолжалось только около двух лет.
Галл (252-253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций , сменившие друг друга епископы.
Валериан (253-260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования.
Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.
В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский , принявший мученический венец на глазах паствы.
Галлиен (260-268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.
Для христиан надолго наступило спокойное время.
Домиций Аврелиан (270-275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.
Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.
В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.
В период тетрархии:
август – Максимиан Геркул |
август – Диоклетиан |
кесарь – Констанций Хлор |
кесарь – Галерий |
август – Констанций Хлор |
август – Галерий |
кесарь – Север, затем Максентий |
кесарь – Максимин Даза |
август
– Константин |
август
– Ликиний |
Максимиан Геркул (286-305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв. |
Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры. Начались самые страшные гонения , которые до тех пор испытали христиане. |
Констанций Хлор , всегда смотрел на христиан без предубеждения. Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей, |
Галерий , зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан, В 303 г. Галерий настоятельно
требовал издания общего закона, целью которого было полное
истребление христиан. (Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.) Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью. Пораженный тяжкой и неизлечимой
болезнью, убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить
христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав
одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным
императором Константином издал эдикт о
прекращении гонения
на христиан
. |
Максентий , мало заботившийся об управлении, не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями. и оставался тираном своих подданных, как христиан, так и язычников. |
Максимин
после смерти в 311 г. Галерия начал было по-прежнему
преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял из городов,
некоторых увечил. Им были преданы смерти: Силван Емесский
,
|
В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт , провозглашающий свободное исповедание христианства. |
Самым развитым государством древнего мира была Римская Цивилизация. На пике своего могущества Римская империя охватывала все прибрежные территории Средиземного моря, и все время расширяла свои границы в материковой части Европы. Завоеванные территории становились Римскими провинциями, однако это совсем не означало, что провинции должны отказаться от своего быта, религии, культуры, в пользу римской культуры. Во главе Римской империи стоял император, совещательным органом при нем был сенат, а порядок в стране поддерживался несокрушимыми легионами. Страна была огромной и для связей с провинциями строились дороги, главными в провинциях были наместники, они выполняли волю императора. Рим терпимо относился к религиям завоеванных народов и легализовал большинство религий проповедуемых на его территории. В самом Риме царило многобожие, много было восточных божеств. Религия в Риме считалась уделом государственным, и соответственно праздники, посвященные богам, носили публичный, массовый характер и сопровождались народными гуляниями и развратом. Римская империя находилась под воздействием греческой культуры. Долгое время официальными языками в Риме был греческий и латинский.
Римское государство считалось самым правовым в Древнем мире и с помощью законов уважало волю покоренных народов. Язычники римляне делили религии провинций на дозволенные и не дозволенные, к последним относилось христианство. Причины появления христианства в Римской империи отчасти были связаны с огромными общинами иудеев ее населявших. Основными проповедниками Христа в Риме были апостолы Петр и Павел. Собрание христиан были тайными, проходили в пещерах, в катакомбах, вдали от посторонних глаз и долгое время римляне считали их иудеям. Со временем сторонников Христа становилось больше, к вере стали приобщаться люди недовольные императорской властью, так начала зарождаться императорская аппозиция. В древнем Риме император, равен богу, ему приносили жертвы, покланялись, его боялись. Религия в Риме была делом государственным, а не правом одного человека. Сборища христиан учили, что бог един и не имеет плоти, что люди равны друг перед другом подрывало политический уклад императорской власти и могло вызвать народные волнения. Первое массовое гонение христиан было при императоре Нейроне 65-68 года н.э. Безумный император Нейрон поджог половину Рима и чтобы отвести от себя подозрения обвинил во всем христиан. Римляне считали христиан каннибалами, человеконенавистниками, и легко поверили в поджог Рима христианами. Начались массовые гонения и жестокие убийства христиан, их распинали на крестах, а затем обливали маслом и поджигали в садах Нейрона, затравливали дикими животными. Бесчинства эти прекратились, только со смертью императора. Вторым этапом гонений на христиан в Римской империи был период правления императора Домициана (81-96 гг.). Император провозгласил себя богом и все должны его почитать, кто отказывался ему покланяться, тех считали изменниками.
Во времена правления Трояна (98-117 года) был издан эдикт, официально признающий противоправными проповедников Христа, это считалось юридическим основанием для убийства христиан. Эдикт имел обязательную юридическую силу на всей территории Римской империи, что позволило бороться с христианами за пределами вечного города. Мудрый император Марк Аврелий просто ненавидел христиан, в них он видел угрозу всему устоявшемуся укладу страны.
Со смерти Марка Аврелия гонения на христиан уменьшилось, к ним привыкли и практически перестали обращать на них внимание.
Тем временем Великая империя приходила в упадок, по ее границам стали возникать племена и государства, ставя под угрозу могущество империи, галльские племена на севере, персы на востоке. Единственной возможностью удержать господство Рима было возврат к традициям, в том чисел к уважению и боязни римских богов. Для достижения результатов, все средства были хороши. Любые иноверцы подвергались страшным пыткам и гонениям. Христианами становились все больше римлян, они не молились римским богам и даже уклонялись от службы в армии. Такое положение дел наносило огромный урон государству, чья мощь держалась преимущественно на военной силе.
Самым страшным гонениям христиане подверглись при императоре Декие (249-251 года), он стремился удержать власть любой ценой и убийство иноверцев были основной его политикой. Так гонения христиан продолжались вплоть до раздела Римской империи на Восточную и Западную.
О причинах гонений на христиан в древнем Риме существует много самых различных мнений. Большинство так или иначе приближается к точке зрения Гиббона, который связывал гонения с отходом христиан от общественной жизни и их отказом от императорского культа. Античное государство, несмотря на свою веротерпимость, требовало лояльности в отношении государственной религии и соглашалось на исключение лишь для евреев, религия которых опиралась на древнюю национальную традицию. Теодор Моммзен считает, что римская веротерпимость простиралась только на лиц, не пользовавшихся правами гражданства, от граждан же требовался отказ от чужеземных культов; однако государство шло навстречу религиозным чувствам населения, по мере расширения прав гражданства. Моммзен не находит в римском праве статьи, по которой христиане могли бы привлекаться к ответственности как таковые; их обвиняли либо в кощунстве, либо в оскорблении величества, причем центральное правительство наказывало христиан лишь в виде уступки фанатизму масс. Только в III в. некоторые императоры сами попали под влияние этого фанатизма и организовали массовое преследование христиан. Моммзен считает, что противодействие переходу граждан в иноземные культы оказывало не только центральное правительство, муниципии поступали таким же образом в отношении своих граждан.
С запрещением не иноземных, но тайных культов и мистерий связывает преследование христиан Рейценштейн, приписывающий это запрещение страху римского правительства перед всякими тайными союзами, которые могли стать удобной формой для организации всякого рода антигосударственных заговоров.
Но существует также и точка зрения, отрицающая вообще какие-либо религиозные ограничения в Риме. Некоторые историки доказывают, что известные случаи запрещения тех или иных культов были вызваны только тем, что участники их подозревались в преступлениях (запрещение вакханалий), безнравственности или мошенничествах (изгнание поклонников Изиды и иудеев при Тиберии). Христиане преследовались не за отступление от национальной религии, а по подозрению в отвлечении граждан от лояльности государству.
Сами христиане, как это явствует из «Апологии» Тертуллиана, старались доказать, что их преследовали за одно «имя», хотя Тертуллиан и отмечает, что христианам, кроме «имени», вменялись в вину нежелание почитать императора, отказ от общественной жизни, разврат, ритуальные убийства и т. п.
Надо заметить, что гонения первых двух веков значительно отличались по своему характеру от гонений III в. Если в III в. они бесспорно исходили от центральной власти, были оформлены соответственными декретами и должны были носить массовый характер, то до конца II в. они были более или менее случайны. На это указывает известное свидетельство Оригена о незначительности числа пострадавших за веру. Евсевий также упоминает лишь о небольшом количестве мучеников во времена Антонинов. Лактанций в своем сочинении «De mortibus persecutorum» из гонителей до Деция упоминает только Нерона и Домициана. Евсевий даже склонен был приписывать Антонину Пию, Адриану и М. Аврелию специальные эдикты в защиту христиан. Возникновение представления о таких эдиктах, конечно, могло объясняться только отсутствием крупных гонений со стороны центрального правительства. Те же преследования христиан, которые имели место, возникали стихийно, и представители власти скорее уступали внешнему влиянию, чем играли активную роль. На это указывает и ответ Траяна Плинию: христиан следовало подвергать взысканию только тогда, когда это было необходимо, чтобы не вызвать резкого взрыва недовольства. Наглядной иллюстрацией этой политики может служить приведенный у Евсевия рассказ о гибели Смирнского епископа Поликарпа, смерти которого потребовал у префекта собравшийся в цирке народ.
Нередко инициаторами преследования христиан выступали жрецы различных восточных культов, маги, предсказатели, видевшие в христианах опасных конкурентов. В «Деяниях апостолов» говорится о выступлении против христиан эфесских ремесленников, работавших на храм и опасавшихся, что успех христианской проповеди затронет их доходы. Евсевий повествует о гибели известного христианского деятеля Юстина по вине философа-киника Кресцента, который, терпя поражение в публичных диспутах с Юстином, убеждал народ в том, что христиане - безбожники и нечестивцы. Известный христианский погром в Александрии при Филиппе Арабе начался, по свидетельству епископа Дионисия Александрийского, из-за подстрекательства какого-то мага или поэта. Интересно также более объективное свидетельство Лукиана, который в своем «Александре, или лжепророке» показывает, как шарлатан Александр, приступая к своим мистериям, изгоняет эпикурейцев и христиан с помощью толпы своих почитателей. Когда одна из его проделок не удалась, он натравил народ на эпикурейцев, что он, конечно, мог сделать и в отношении христиан.
Возмущение против христиан нередко вспыхивало во время различных стихийных бедствий, неурожаев, эпидемий, так как их, как «безбожников», считали виновными, навлекшими на народ гнев и кару богов.
Причины гонений III в. лежали глубже. Христианство возникло как движение рабов и бедняков, бесправных и угнетенных, покоренных и рассеянных Римом народов. И хотя во II-III вв. официальная церковь начала «забывать» «наивности» раннего христианства, она продолжала оставаться в оппозиции к «языческой» империи и враждебной «языческой» идеологии.
Быстрее всего христианство распространилось в азиатских провинциях, где сложилась новозаветная литература и откуда во II в. выходили, в основном, христианские писатели.
Христианство тем быстрее распространялось в провинции, чем в больший упадок приводило ее римское владычество. Еще при Адриане и Антонине Пие провинции, очевидно, сохраняли видимое благополучие. Но при М. Аврелии положение начинает изменяться. Правда, его биограф говорит о его кротости в отношении провинциалов, но война и чума не могли не отразиться на положении провинций. На это указывают такие объективные данные, как движение буколов в Египте, волнения в провинции секванов и в Испании, мятеж Авидия Кассия в восточных провинциях.
Если при М. Аврелии уже явственно ощущаются симптомы надвигающегося кризиса, то при нем же начинается преследование христиан, по типу гораздо более близкое к гонениям III, чем II в.
Это гонение было начато уже по инициативе правительства. Христианам был запрещен доступ в бани, общественные здания и на форум. Затем последовали избиения и преследования христиан. Их судили и в Лионе, и в Смирне, однако число пострадавших было невелико. Для Малой Азии Евсевий называет 5 - 7 человек. Для Лугудуна он говорит о 10 отпавших и о 5 особенно стойких мучениках. Были мученики и в Египте. О галльских христианах проконсул запросил императора и получил предписание отсечь упорствующим головы. Значит, император стал придавать христианской опасности большое значение, видя в христианах не просто невежественных людей, зараженных грубым суеверием. Скорее всего, это новое отношение к христианам можно связать с начавшимся движением в провинциях. Лугудун был как раз важнейшим городом той провинции секванов, волнения в которой подавил Марк Аврелий. Гонения имели место в восточных провинциях, где действовал Авидий Кассий, и в Египте, где происходило восстание буколов.
Нет никаких указаний на то, что христиане принимали какое-нибудь участие во всех этих волнениях. Римские источники вообще крайне редко упоминают о христианах, а христианские умолчали бы о подобных фактах, если бы они и имели место, поскольку обычно ставили своей целью доказать лояльность христиан. Но даже если предположить, что активного участия в антиимперских движениях христиане не принимали, вполне естественно, что правительство, обеспокоенное непокорностью провинций, не могло по-прежнему терпимо относиться к христианам, к вторым все больше начинали примыкать оппозиционно настроенные элементы.
Так же как Марк Аврелий, вел себя в отношении христиан и Септимий Север. После победы над Нигером и Альбиной он расправился с их сторонниками, а также и с поддерживавшими Нигера городами Неаполисом и Антиохией, отняв у них все права и привилегии. В связи с подавлением восстания в Сирии и Палестине был запрещен переход в иудейство. Одновременно запрещалось и принятие христианства. Свидетельство это (очень важное при редкости упоминания в языческих источниках о политике императоров в отношении христиан) подтверждается указанием Евсевия на мученичество ряда епископов при Септимии Севере, а также многих оглашенных из школы катехетов в Александрии. Гибель епископов указывает на то, что преследовались новообращенные и лица, возглавлявшие христианские общины. Опять, как и при М. Аврелии, гонение на христиан вспыхивает после подавления движения в провинциях и восстания узурпаторов.
Правда, христианские источники прямо отрицают всякую связь христиан с активно борющимися против империи элементами. Тертуллиан неоднократно ставит на вид, что христиане не составляют заговоров, что они не мстят, несмотря на то, что по большой численности своей могли бы «в одну ночь с несколькими факелами воздать злом на зло». Наконец, он прямо говорит, что среди христиан нет Кассиев, Нигеров и Альбинов, которые появляются только среди язычников. Но, во-первых, Тертуллиан не объективен, поскольку он хочет доказать полную лояльность христиан, а, во-вторых, даже если христиане не принимали активного участия в борьбе, их пассивная оппозиция не могла быть долее терпима правительством, когда провинциальные восстания грозили целости империи. К тому же христиане не всегда, видимо, стояли вполне в стороне от всякой политической и антиимператорской борьбы. На это указывает союз епископа Павла Самосатского с пальмирской царицей Зиновией в ее борьбе с Римом. К Павлу примыкала группа сирийских христиан-еретиков - антитринитариев, которым, видимо, были выгодны сепаратистские стремления Зиновии. Как известно, Аврелиан после победы над последней разделался и с Павлом, поддержав кандидатуру епископа ортодоксального направления.
От Септимия Севера до Деция нет никаких достоверных известий о гонениях. Евсевий кратко упоминает о том, что «Максимин гнал верных», но никаких подробностей не дает. Лактанций вовсе не упоминает о гонениях Максимина. Это может явиться сильным доводом в пользу того, что этих гонений вовсе не было, так как, в противном случае, Лактанций, конечно, использовал бы гибель Максимина как лишний пример постигающей гонителей небесной кары.
Надо заметить, что если в отношении большинства императоров I и II в. христиане могли с некоторым правом утверждать, что только тираны и злодеи были их гонителями, то в конце II в. и, главное, в III в. картина меняется. Не вдаваясь в подробный анализ этого в высшей степени темного источника, заметим, однако, что ориентация его в основном была сенатской. Авторы всегда ставят императорам в заслугу, что они уважали сенат и не казнили беспричинно сенаторов. Высокое уважение к сенату приписывается в особенности двум гонителям - М. Аврелию и Валериану. Из сенаторов происходил также Деций, биография которого, к сожалению, не сохранилась, и скудные сведения о котором можно почерпнуть только из биографии Валериана.
При большинстве императоров антисенатского направления христиане пользовались более или менее значительной свободой и безопасностью. Отношение римского сенатского сословия к христианам всегда было враждебно. Это видно на примере идеологов этого сословия - Тацита, Светония и др. В середине III в. это отношение не изменилось, как видно из написанной Дионом Кассием речи Мецената к Августу, в которой определенно подается совет всячески бороться с иноземными культами. Антагонизм между сенатской партией и христианами особенно возрос к половине III в. Если при Марке Аврелии можно только смутно предполагать связь между ростом оппозиционности провинций, распространением там христианства и преследованием его со стороны правительства, то в середине III в. эта связь становится гораздо ощутимее. Христианство становится одной из форм проявления недовольства провинциальных средних землевладельцев, муниципальной знати против «разрушительно действующего высасывания средств» со стороны Рима. Быстро меняется состав самой христианской общины в сторону перенесения центра тяжести с «трудящихся и обремененных» на представителей более зажиточных слоев. Число последних растет, они начинают оттеснять прежних демократических членов христианской церкви и, воспринимая христианское учение, изменяют его в более приемлемом для себя направлении.
Одним из главных моментов кризиса III в. - обострение отношений Рима с провинциями. Это борьба с узурпаторами и волнениями в провинциях. Намеки на связь между гонениями на христиан и конфликтами в провинциях видны уже при М. Аврелии и С. Севере, более явно эта связь выступает при Деции.
Деций был императором сенатской ориентации, сменившим различных антисенатских императоров, часто выходцев из провинций. Как таковой, он выражал интересы партии, ставленником которой он был. Деций старался обеспечить лояльности провинций и искоренить христианство, дававшее идеологическое обоснование все возраставшему стремлению провинциалов уклониться от исполнения государственных повинностей.
Несмотря на решительное намерение бороться с христианами, гонения далеко не носили той устрашающей формы, какую им обычно приписывает католическая историография. Так, из письма Корнелия антиохийскому епископу Фабию мы узнаем, что во время самого разгара гонения Деция в Риме оставалось 7 диаконов, 7 иподиаконов, 46 пресвитеров, 42 аколуфа, 52 экзорцистов и чтецов, которые содержали 1500 неимущих, хоронили погибших, увещевали христиан не отрекаться, стоя около самых храмов, и т. д. Та же картина, судя по письму Дионисия Александрийского, имела место и в Александрии. В Карфагене также оставался многочисленный клир, поддерживавший оживленную переписку с Римом и с Киприаном; исповедников в тюрьмах постоянно навещали христиане, иногда собираясь даже целыми толпами, в темницу допускались пресвитеры и диаконы, которые молились с заключенными. Невелико было и число мучеников. Так, Дионисий Александрийский называет 17 человек, такое же число мучеников приводит и Лукиан в письме к Целериану для Карфагенской церкви. При этом 14 человек из этих 17 умерли в тюрьме, один в каменоломне и только двое погибли действительно под пыткой. И, однако, несмотря на это, гонения как будто на первых порах имели решительный успех.
Источники указывают на большое число отрекшихся от христианства - «lapsi». Дионисий Александрийский и Киприан пространно описывают, как христиане сами спешили принести жертву богам, не дожидаясь, чтобы их схватили и насильно повели в храм. Киприан неоднократно оплакивает значительные массы отпавших и говорит даже о «гибели народа, некогда столь многочисленного». О количестве «lapsi» говорит также то, что впоследствии исповедники выдавали до 1000 писем мира в день. Но, несмотря на это видимое поражение, победа осталась за христианством. Очень яркую иллюстрацию дает история Карфагенской церкви во время гонений, в освещении Киприана (письма и трактаты).
Гонения укрепляли христианство, способствуя его централизации, которая зашла так далеко, что мог уже встать вопрос о главенстве одного епископа во всем христианстве. По существу, к вопросу о том, кто будет главой церкви, сводилась, правда, в замаскированной форме, борьба между Киприаном и римским епископом Стефаном.
Другим показателем укрепления церкви был тот факт, что вскоре разразившееся гонение Валериана, жертвой которого пал и сам Киприан, не повлекло за собой массового отпадения, как гонение Деция.
Христианство, в котором теперь «трудящиеся и обремененные» отходили на задний план, становились в ортодоксальной церкви только покорными почитателями и послушным стадом клира, теряло свой первоначальный демократически-революционный дух. Дух этот должен был теперь искать свое выражение в различных ересях. Но христианская община все-таки оставалась организацией, оппозиционной империи и Риму. Враждебность к ней государства принимала все более активные формы по мере увеличения удельного веса провинциальной оппозиции в христианстве. Церкви нужна была крепкая, централизованная, способная дать отпор нападению врага организация, а создавать таковую гонения не только не мешали, а, наоборот, помогали. Поэтому и победа оставалась на стороне христианства, подготовляя в недалеком будущем мир и союз с империей.
Римская Империя
Всю историю Церкви христиан преследовали, происходили т.н. "гонения". Если в какой-то стране гонений не было, то они были где-нибудь еще. Гонения могли носить самый разный характер, могли презирать, возбуждать народ против христиан, принимать законы, делающие христиан гражданами третьего сорта, осложнять богослужебную жизнь, убивать и пытать самих христиан. Сильный характер, с массовыми государственными казнями, гонения принимали при попытках построить материалистические общества в 20ом веке и в самом начале истории Церкви, в Римской империи. И если недавние гонения являются следствием осатанелого атеизма считающего лишь себя верной формой убеждения, а все остальные убеждения вредными для людей, почему преследовались любые формы религии, то со стороны не вполне понятно, почему происходили гонения в Риме, отличающимся высокой веротерпимостью.
Империя - универсум. Церковь тоже
Государство, по мнению античных людей, являлось важнейшей частью жизни человека. Философы Платон и Аристотель разрабатывали концепции идеального государства. Люди связывали свою жизнь и счастье с жизнью и счастьем государства. Что говорить, даже термин "Вселенная" (ойкумена) означал в первую очередь обитаемый мир, причем не просто населенный какими-то людьми, но известными и, в случае Рима, включенными или потенциально должными быть включенными в Империю.
"Империи, начиная с Персии, руководствуются идеей "общего блага" и выполняют функцию всеобщего арбитра. Потому универсальность империй оправдана. Намек ап.Павла на "Удерживающего" еще со времен Златоуста рассматривается, что даже языческая Империя имеет функцию арбитра пред лицом Божиим и удерживает мировое зло.... Рим ощущал себя вселенской универсальностью", говорит проф.Махнач В.Л., что похоже на правду, даже богоборческий СССР, судя по всему, в какой-то мере удерживал зло, как и ослабленная Империя нынешней России.
Соответственно все интересы и упования должны были быть связанны с государством. В том числе и религия должна была быть государственно полезной и одобряемой, лояльной по отношению к первичности власти государства над подданными.
Церковь, аналогично, говорила о том, что вера, убеждения людей относится к ней, верить должно так, как учил Христос, и никак иначе. Что все остальные формы вероучения суть заблуждения, а боги иных религий в лучшем случае заблуждения людей, а то и бесы. То есть Церковь, так же как и государство, посягала на власть над людьми, пусть и только в своей области.
"Когда столкнулись универсальности Империи и Церкви происходит естественная конкуренция". Результатом такого конфликта - христианства и государства Римской империи, и было то, что последняя использовала свои силовые и административные ресурсы для защиты различными методами. Но "надо отрешится от мысли, что христиан преследовали некие злодейские императоры, на самом деле гонителями были лучшие из императоров, они выполняли свой долг перед универсальностью Империи, охраняли единственную универсальность не понимая христианства.". Например Марк Ульпий Траян, прозванный наилучшим, о котором есть западное предание, что его отмолил папа Григорий Великий из ада, хоть он и был явным гонителем христиан. И только св. Великий смог эти две универсальности примирить - воцерковив Империю. Впрочем, такое взаимопроникновение имеет как положительные, так и отрицательные стороны для развития христианства, но это уже не тема настоящей работы. Рассмотрим более детально причины гонений.
Недовольство христианами со стороны различных кругов общества.
Христианство пришло в Римскую империю в интересное с точки зрения религиозности время. Образованные круги Империи уже практически не верили в обычную традиционную религию, многие разделяли воззрения какой-либо из философских школ имеющих свои идеи о божестве и человеке в мире. Популярнейшая школа скептиков вообще говорила, что объективной истины нет, таким образом быть уверенным в правильность некого вероучения невозможно. На фоне этого в Империю приходили всевозможные учения завоеванных народов, так, например, греческий культ Зевса сливается с культом римского Юпитера. Но при том, как всегда и везде, простой народ был хранителем привычной веры предков. Ведь даже впоследствии, христианство сначала стало религией городов, а земледельцы - поганусы были еще язычниками. Потому и разные слои народа имели несколько различные причины для нелюбви к христианам.
Для языческого простонародья христиане были какими-то непонятными людьми, которые отказывались правильно совершать культ местных богов, по крови сами были из местного населения, и при этом жили с язычниками в одном городе. А если божество прогневается на христиан, понятно, пострадает весь город или народ. Соответственно, при любой эпидемии, буре, недороде и т.д. народное недовольство могло обрушится и обрушивалось на "не таких", в первую очередь на христиан. Кроме того, невнятные слухи о христианских Литургиях вызывали в язычниках отвращение и ненависть. Так, проф.Болотов пишет: "следует обвинение в так называемых "т и э с т о в с к и х в е ч е р я х" ; выражение это имеет связь с известной легендой о царе Тиэсте, который, желая испытать всеведение Юпитера, предложил ему зарезать собственного сына. Это - народное представление о таинстве евхаристии. Передавали, что христиане питаются какою-то кровью, следовательно, они закалают младенцев. Если же они и говорят о каком-то хлебе, то это значит только, что они посыпают младенцев мукою, чтобы убить их более смелою рукою. Третье--самое гнусное обвинение--в "э д и п о в с к и х с м е щ е н и я х" . В основе термина лежит известная легенда об Эдипе и его позорном браке с матерью. Основой для обвинения христиан в этом преступлении послужили вечери любви.". Учитывая закрытый характер богослужения, поверить в кровавые пиршества непонятных, отвергающих почитаемых божеств сектантов, было несложно, зная привычку к кровавым человеческим жертвам у соседних народов, да бытовавших и у римлян, хоть и в опосредованной форме, например гладиатуры: "Итак, гладиаторы -- жертвы мертвецам, то есть самые настоящие покойники. ... Если коротко: гладиаторы уже "ТАМ", на "том" свете. Подчеркну: не приговоренные к смерти, а те, что УЖЕ умерли. Отправится же гладиатор "туда" через час или через десять лет, не так важно, он уже "ихний", так сказать, с печатью Смерти на челе. Как писал христианин Тертуллиан: "То, что жертвовали умершим, считали служением мертвым".". Как и поверить в то, что вечеря любви это просто развратная оргия, тем более это было привычной формой некоторых культов. Ну, какая любовь, если нет оргии, если прямо говорить, в простом понимании простеца. Но при том шок вызывало участие в "вечерях любви" не просто каких то блудниц, а достойных семейных женщин, чего нравственность Рима, ценящая семью не воспринимала. Атеисты (не почитают богов Рима), приносят детей в жертву, блудят... Понять неприязнь римлян несложно.
Как мы видим, поводы к ненависти к христианам у языческого простонародья были вполне весомые, пусть и основанные на неверной информации. Что же думали образованные люди? Для них, воспитанных на высотах философской мысли, изучавших Платона с его кристально чистыми идеями о божестве и негативным отношением к материальному миру, христианство казалось шагом назад, чем-то извращающим построения платоников и иных философов. "Образованные люди, или так называемые философы, почитали, по своей ученой гордости, суеверием святую веру в Господа, по неизреченной любви пострадавшего за человеческий род на кресте. А видя, с какою твердостью христиане переносят свои страдания, говорили, что это слепой и вредный фанатизм. Даже такие ученые, как Тацит и Плиний Младший, называли христианство суеверием: первый?пагубным, второй - ?грубым и безмерным.". И ведь действительно, и сегодня христиан обвиняют в "приземленности" идеала, в нежелании рассуждать об абсолютах и духах в отрыве от реальности. Но эта приземленность и есть один из признаков истинности Христова учения и Его Самого. Только настоящий Бог, а не выдуманный идеальный, мог бы воплотится из любви к людям.
Иногда и христиане своими фанатичными поступками прямо возбуждали ненависть остального населения. Иногда фанатики разрушали статуи в храмах или иные предметы почитания. "Ненависть к язычеству у многих христиан не останавливалась и на этом. Она простиралась до воспрещения учиться музыке, живописи и даже содержать школы, так как каждое из этих занятий могло иметь отношение к языческой религии, так как школьный учитель волей-неволей должен был объяснить имена, генеалогию, похождения языческих богов... Войну, например, они считали за нечто несоответствующее достоинству христианской любви и уклонялись от несения военной службы.". Как могли реагировать образованные римляне выше всего ценящие гражданское мужество, в том числе воина, и свою цивилизацию, построенную на образовании и философии? Только жестоким осуждением христианства.
В итоге мы видим, что христиане казались чуждыми и ненавистными как простонародью, так и образованной элите римского общества по вполне объективным причинам. И спасал христиан от народного самосуда в первую очередь Закон Рима.
Власть государства распространяется на все в жизни граждан, конфликт религий есть конфликт с государством.
Все в Риме стремилось происходить по закону. Рим вообще был крайне правовым государством, не просто так идея о праве современной цивилизацией унаследована от Рима. Но ведь законы могут быть разными... И если от самосуда толпы закон оберегал всех, в том числе и христиан, то были объективные причины, почему тот же закон преследовал христиан. Тут было два направления. Были законы и правительственные указания старых времен, под которые христиане подпадали просто своей особенностью, а были другие составленые специально для организации преследования христиан упорядоченным образом. Впрочем, иной раз гонения были вызваны самодурством тирана-императора, таковы гонения при Нероне.
В Риме дела религии, культа были делом государственным. А закон не судя личные убеждения, весьма строго относился к действиям, в том числе участию в общественном культе. Таким образом, если было положено участвовать в неком государственном культе, все кто не участвуют в нем, законно обвинялись в противодействии государству. А христиане, разумеется, не участвовали. Но, можно задать вопрос, ведь в Риме было множество культов! Почему же страдали христиане? Культов было действительно много, но были ограничения на их существование в самом Риме. Кроме того, культы считалось законным признавать те, что имели древнюю историю и некий народ имеющий такой культ. Таким образом, например, иудаизм при всей неприятности его для римлян вполне признавался, так как был древним и имел народ-носитель. И культ в любом случае должен был бы позволить Сенат Рима соответствующим актом на основании такого рода рассуждений. А христианство было новым, не имело своего народа, а пополнялось за счет миссии. И, понятно, отправление неразрешённого культа есть непослушание властям. Т.е. государственное преступление сродни измене. Таким образом, консервативный Рим признавал христианство не за одну из законных религий, а за вредную НОВУЮ секту иудаизма. Которую полезно истребить.
Такую логику демонстрирует пример: "Как ни мало симпатично было иудейство, напр., Цельсу, но при сравнении с христианством он отдает евреям преимущество. "Иудеи составляют особую народность и, установив свои местные законы, и до сих пор держатся их. Они хранят религию, какую ни есть, но все же свою отечественную, и в этом отношении поступают как все прочие люди; потому что всякий держится своих национальных обычаев. Да так и должно быть: нельзя же каждому рассуждать по своему, как ему на ум пришло, а нужно соблюдать законы, установленные для целого общества. Все страны в свете издавна подчинены своим правителям и должны руководствоваться их установлениями; разрушать местные исконные учреждения было бы беззаконием" (Orig. с. Cels, У, 25)). В христианстве Цельс видит партию, отделившуюся от своего национального корня (иудейства) и унаследовавшую от него наклонность к раздорам. Если бы, думает Цельс, все люди захотели сделаться христианами, то сами христиане не захотели бы этого. При таких взглядах римское государство могло лишь поддерживать иудеев в борьбе их против христиан, видя в последних ренегатов иудейства.".
Кроме того, в процессе развития Римской Империи возник культ гения (духа хранителя, если так можно назвать) Императора. Полагалось и ему отдавать определённые ритуальные знаки внимания. И было это делом государственной верности, сродни с современным отношением к флагу и иной символике. Необходимо было в определенных случаях воскурить изображению императора ладан, а если этого не сделать выходит непоклонение императору - оскорбление государства. А за такое полагается казнь. Все опять же логично. И необходимы были не молитвы за императора, которые готовы были возносить христиане, нет, нужно было формальное поклонение императору как божеству. Пусть в божественность и мало кто верил всерьез. Но если не соблюдена форма обряда, преступник будет наказан именно за несоблюдение формы, а не за то, что он думал при этом.
Ко всему этому можно добавить экономические вопросы, так в местах, где было много христиан, терпели убытки изготовители идолов, кумирен, заготовители жертвенных животных. А все это серьезная часть экономики, и власти защищая ее, обрушивались на христиан.
Почему же тогда, раз христианство было явно противоправной относительно права Рима религией, гонения не были столь страшны, что бы уничтожить всех христиан в Империи? Дело в том, что все-таки вопрос христиан не считался, как правило, важным. И происходило очень нам знакомое - закон есть, а вот соблюдать его или нет вопрос ситуации и воли властей. И, из соображений гуманизма, лучше не особо соблюдать. Кроме того обвинение должно было быть личным от человека на человека. Т.е. должен был найтись некто обвинивший христианина и доказавший в суде вину. Тогда правосудие работало.
Специальные указы императоров направленные уже специально против христиан не стремились к поголовному уничтожению людей. Были указы против новообращенных, а воспитанным в христианстве с детства позволялось жить дальше. Были против руководителей, страдали епископы и священники, но не миряне. Были против книг, страдали опять начальствующие в общинах и книгочеи. Так, был момент, когда вполне можно было собираться для богослужений: "Так, некоторые думают, что Галлиэн объявил христианскую религию дозволенною: ничуть не бывало. При Галлиэне пользовались полною безопасностью "loci religiosi", места, куда собирались для молитвенных собраний, и на христианские собрания смотрели, как на законные. Не нужно было издавать никаких законов касательно христианских собраний....". А император Траян веля казнить христиан только за то, что те христиане (за одно имя), приказал их ни в коем случае не разыскивать. Т.е. обвинение должно было быть от частного лица и только тогда власти реагировали. И могли взять обвиненного христианина прямо из общины, но не тронуть более никого - ведь на тех никто обвинения не сделал.
Константин Великий. Бронза. IV в. Рим.
Около 285 г. н. э. в Наиссусе, у цезаря Флавия Валерия Констанция I Хлора, римского наместника в Галлии, и его жены Елены Флавий родился сын Флавий Валерий Константин. Сам Констанций Хлор был человеком скромным, мягким и учтивым. В религиозном отношении он был монотеистом, поклонялся богу солнца Солу, который во времена Империи отождествлялся с восточными божествами, в особенности с персидским богом света Митрой - богом солнца, богом договора и согласия. Именно этому божеству он и посвятил свою семью. Елена по одним источникам, была христианкой (в окружении Констанция было много христиан, и он относился к ним очень доброжелательно), по другим - язычницей. В 293 г. Констанций и Елена вынуждены были развестись по политическим мотивам, но бывшая жена занимала по-прежнему почётное место при его дворе. Сына Констанций должен был с юных лет отправить ко двору императора Диоклетиана в Никомедию.
К тому времени Христианская Церковь играла уже очень большую роль в жизни Империи и христианами были миллионы людей - от рабов до высших чиновников государства. Много христиан было и при дворе в Никомедии. Однако в 303 г. Диоклетиан под влиянием своего зятя Галерия, грубого и суеверного язычника, решил уничтожить Христианскую Церковь. Начались самые страшные гонения на новую религию общеимперского характера. Тысячи и тысячи людей были зверски замучены за одну принадлежность к Церкви. Именно в этот момент юный Константин оказался в Никомедии и был свидетелем кровавой вакханалии убийств, вызвавшей в нём скорбь и сожаления. Воспитанный в обстановке веротерпимости, Константин не понимал политики Диоклетиана. Сам Константин продолжал чтить Митру-Солнце, и все его помыслы были направлены на то, чтобы укрепить своё положение в той сложной обстановке и найти дорогу к власти.
В 305 г. император Диоклетиан и его соправитель Максимиан Геруклий отказались от власти в пользу преемников. На востоке Империи власть перешла к Галерию, а на западе - к Констанцию Хлору и Максенцию. Констанций Хлор был уже тяжело болен и просил Галерия отпустить его сына Константина из Никомедии, но Галерий оттягивал решение, опасаясь соперника. Только через год Константину, наконец, удалось получить согласие Галерия на отъезд. Смертельно больной отец благословил сына и передал ему командование войсками в Галлии.
В 311 г. страдающий неизвестным недугом Галерий решил прекратить гонения на христиан. Видимо, он подозревал, что его болезнь - "месть бога христиан". Поэтому он позволил христианам "свободно собираться на свои сходки" и "возносить молитвы о безопасности императора". Через несколько недель Галерий умер; при его преемниках гонения на христиан возобновились, правда в меньших размерах.
Максенций и Лициний были двумя Августами, а Константин провозглашён сенатом Главным Августом. На следующий год на западе Империи началась война между Константином и Максенцием, поскольку Максенций претендовал на то, чтобы стать единоличным правителем. Лициний примкнул к Константину. Из 100-тысячного войска, расквартированного в Галлии и находящегося в распоряжении Константина, он смог выделить только четвёртую часть, а у Мак-сенция было 170 тыс. пехоты и 18 тыс. конницы. Поход Константина на Рим начинался, таким образом, в неблагоприятных для него условиях. Языческим богам были принесены жертвы, для того чтобы боги приоткрыли будущее, и их предсказания были плохими. Осенью 312 г. небольшая армия Константина подошла к Риму. Константин как бы бросал вызов вечному городу - всё было против него. Именно в это время религиозному цезарю стали являться видения, укрепившие его дух. Сначала он увидел во сне в восточной части неба огромный огненный крест. А вскоре ему явились ангелы, говорящие: "Константин, сим победишь". Вдохновлённый этим, цезарь приказал начертать на щитах солдат знак имени Христа. Дальнейшие события подтвердили видения императора.
Повелитель Рима Максенций не покидал города, получив предсказание оракула, что погибнет, если выйдет за ворота Рима. Войсками успешно командовали его полководцы, опираясь на огромный численный перевес. Роковым днём для Максенция стала годовщина получения им власти - 28 октября. Сражение вспыхнуло под стенами города, и солдаты Максенция имели явный перевес и лучшую стратегическую позицию, но события как бы подтверждают пословицу: "Кого Бог хочет наказать, того он лишает разума". Внезапно Максенций решил обратиться за советом к "Сивиллиным книгам" (сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в Древнем Риме) и прочёл в них, что в этот день погибнет враг римлян. Воодушевлённый этим предсказанием, Максенций покинул город и появился на поле боя. При переходе Мульвинского моста возле Рима мост обрушился за спиной императора; войска Максенция охватила паника, они бросились бежать. Сдавленный толпой, император упал в Тибр и утонул. Даже язычники видели в неожиданной победе Константина чудо. Сам же он, конечно, не сомневался, что обязан своей победой Христу.
Именно с этого момента Константин стал считать себя христианином, однако крещения пока не принимал. Император понимал, что укрепление его власти неизбежно будет связано с поступками, противоречащими христианской нравственности, и поэтому не спешил. Быстрое принятие христианской веры могло не понравиться сторонникам языческой религии, которых было особенно много в армии. Таким образом, сложилась странная ситуация, когда во главе империи стоял христианин, формально не являющийся членом Церкви, потому что пришёл он к вере не через поиски истины, а как император (кесарь), ищущий Бога, защищающего и освящающего его власть. Это двусмысленное положение впоследствии стало источником многих проблем и противоречий, но пока, в начале своего правления, Константин, как и христиане, испытывал воодушевление. Отражением этого является Миланский эдикт о веротерпимости, составленный в 313 г. императором Запада Константином и императором Востока (преемником Галерия) Лицинием. Этот закон существенно отличался от указа Галерия 311 г., к тому же плохо исполнявшегося.
Миланский эдикт провозглашал веротерпимость: "Свободы в религии стеснять не должно, напротив, нужно предоставить право заботиться о Божественных предметах уму и сердцу каждого, по собственному его произволению". Это был очень смелый шаг, имевший огромное значение. Провозглашённая императором Константином религиозная свобода надолго осталась мечтой человечества. Сам же император впоследствии не раз изменял этому принципу. Эдикт предоставлял христианам право распространять своё учение и обращать других людей в свою веру. До сих пор это им было запрещено как "иудейской секте" (обращение в иудаизм по римским законам каралось смертью). Константин приказал вернуть христианам всё имущество, конфискованное во время преследований.
Хотя в период правления Константина провозглашённое им равноправие язычества и христианства соблюдалось (император разрешал родовой культ Флавиев и даже строительство храма "своему божеству"), все симпатии власти были на стороне новой религии, и Рим украсила статуя Константина с поднятой для крестного знамения правой рукой.
Император внимательно следил за тем, чтобы Христианская Церковь обладала всеми привилегиями, которыми пользовались языческие жрецы (например, освобождением от казённых повинностей). Более того, вскоре епископам дали право юрисдикции (ведения суда, судопроизводства) в гражданских делах, право отпускать рабов на свободу; тем самым христиане получили как бы свой собственный суд. Через 10 лет после принятия Миланского эдикта христианам было разрешено не участвовать в языческих празднествах. Таким образом, новое значение Церкви в жизни Империи получило юридическое закрепление почти во всех областях жизни.
Политическая жизнь Римской империи между тем шла своим чередом. В 313 г. Лициний и Константин остались единственными властителями Рима. Уже в 314 г. Константин и Лициний вступили в борьбу между собой; император-христианин победил в двух сражениях и добился присоединения к своим владениям почти всего Балканского полуострова, а ещё через 10 лет между двумя соперничающими владыками произошло решающее сражение. У Константина было 120 тыс. пехоты и конницы и 200 небольших судов, а у Лициния - 150 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы и 350 больших трёхвёсельных галер. Тем не менее войско Лициния было разбито в сухопутном бою под Адрианополем, а сын Константина Крисп разгромил флот Лициния в Геллеспонте (Дарданеллах). После ещё одного поражения Лициний сдался в плен. Победитель обещал ему жизнь в обмен на отречение от власти. Однако драма на этом не закончилась. Лициний был выслан в Фессалоники и через год казнён. В 326 г. по приказу Константина был убит и его десятилетний сын, Лициний Младший, несмотря на то что его мать, Констанция, была сводной сестрой Константина.
Одновременно с этим император повелел убить и своего родного сына Криспа. Причины этого неизвестны. Одни современники считали, что сын участвовал в каком-то заговоре против отца, другие - что его оклеветала вторая жена императора, Фауста (Крисп был сыном Константина от первого брака), стремясь расчистить дорогу к власти для своих детей. Через несколько лет погибла и она, заподозренная императором в нарушении супружеской верности.
Несмотря на кровавые события во дворце, римляне любили Константина - он был сильным, красивым, вежливым, общительным, любил юмор и отлично владел собой. В детстве Константин не получил хорошего образования, но образованных людей уважал.
Внутренняя политика Константина заключалась в постепенном содействии превращению рабов в зависимых крестьян - колонов (одновременно с ростом зависимости и свободных крестьян), укреплении государственного аппарата и увеличении налогов, в широком предоставлении сенаторского звания богатым провинциалам - всё это усиливало его власть. Император распустил преторианскую гвардию, справедливо считая её источником внутригосударственных заговоров. К службе в армии широко привлекались варвары - скифы, германцы. При дворе было очень много франков, и Константин первым открыл варварам доступ к высшим должностям. Однако в Риме император чувствовал себя неуютно и в 330 г. основал новую столицу государства - Новый Рим - на месте торгового греческого города Византия, на европейском берегу пролива Босфор. Через некоторое время новая столица стала называться Константинополем. С годами Константин всё больше и больше тяготел к роскоши, и его двор в новой (восточной) столице был очень похож на двор восточного владыки. Император одевался в пёстрые шёлковые, расшитые золотом одежды, носил накладные волосы и ходил в золотых браслетах и ожерельях.
В целом 25-летнее правление Константина I проходило мирно, если не считать начавшейся именно при нём церковной смуты. Причиной этой смуты кроме религиозно-богословских споров было то, что взаимоотношения императорской власти (кесаря) и Церкви оставались невыясненными. Пока императором был язычник, христиане решительно защищали свою внутреннюю свободу от посягательств, но с победой императора-христианина (пусть пока и не принявшего крещения) ситуация принципиально менялась. По традиции, существовавшей в Римской империи, именно глава государства был верховным арбитром во всех, в том числе и религиозных, спорах.
Первым событием был раскол в Христианской Церкви Африки. Часть верующих были недовольны новым епископом, так как считали его связанным с теми, кто отрёкся от веры в период гонений при Диоклетиане. Они выбрали себе другого епископа - Доната (их стали называть до-натистами), отказались подчиняться церковным властям и обратились к суду кесаря. "Какое безумие требовать суда от человека, который сам ожидает суда Христова!" - воскликнул Константин. Действительно, ведь он даже не был крещён. Тем не менее, желая мира для Церкви, император согласился выступить в роли судьи. Выслушав обе стороны, он решил, что донатисты не правы, и тут же проявил свою власть: их вожди были отправлены в изгнание, а имущество Церкви донатистов конфисковано. Это вмешательство власти во внутрицерковный спор противоречило духу Миланского эдикта о веротерпимости, однако было воспринято всеми как совершенно естественное. Ни епископы, ни народ не возражали. Да и сами донатисты, жертвы гонений, не сомневались в том, что Константин имеет право разрешить этот спор, - они лишь требовали, чтобы гонения обрушились на их противников. Раскол породил взаимное озлобление, а гонения - фанатизм, и настоящий мир в Африканскую Церковь пришёл ещё очень не скоро. Ослабленная внутренними смутами, эта провинция через несколько десятилетий стала лёгкой добычей вандалов.
Но самый серьёзный раскол произошёл на востоке Империи в связи со спором с арианами. Ещё в 318 г. в Александрии возник спор между епископом Александром и его диаконом Арием о личности Христа. Очень быстро в этот спор оказались втянуты все восточные христиане. Когда в 324 г. Константин присоединил восточную часть Империи, он столкнулся с ситуацией, близкой к расколу, что не могло его не удручать, поскольку и как христианин, и как император он страстно желал церковного единства. "Верните мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы я, наконец, нашёл утешение в чистом свете (т. е. - единой Церкви. - Прим. ред,)", - писал он. Для решения этого вопроса он созвал собор епископов, который состоялся в Никее в 325 г. (I Вселенский или Никейский собор 325 г.).
Прибывших 318 епископов Константин принял торжественно и с большим почётом в своём дворце. Многие епископы были жертвами гонений Диоклетиана и Галерия, и Константин со слезами на глазах смотрел на их увечья и шрамы. Протоколы I Вселенского собора не сохранились. Известно лишь, что он осудил Ария как еретика и торжественно провозгласил, что Христос единосущен Богу-Отцу. Собор проходил под председательством императора и решил ещё несколько вопросов, связанных с богослужением. В целом для всей империи это было, конечно, торжеством христианства.
В 326 г. мать Константина Елена совершила паломничество в Иерусалим, где был найден крест Иисуса Христа. По её инициативе крест подняли и медленно поворачивали на четыре стороны света, как бы посвящая Христу весь мир. Христианство победило. Но до мира было ещё очень далеко. Придворные епископы, и прежде всего Евсевий Кесарийский, были друзьями Ария. На соборе в Никее они согласились с его осуждением, видя настроения подавляющего большинства епископов, но потом пытались убедить императора в том, что Арий осуждён ошибочно. Константин (всё ещё не принявший крещения!), конечно, прислушивался к их мнению и поэтому вернул Ария из ссылки и предписал, вновь прибегнув к своей императорской власти, принять его обратно в лоно Церкви (этого не произошло, так как Арий умер по дороге в Египет). Всех непримиримых противников Ария и сторонников Никейского собора, и прежде всего нового александрийского епископа Афанасия, он отправил в ссылку. Это происходило в 330-335 гг.
Вмешательство Константина привело к тому, что арианский раскол растянулся почти на весь IV век и изжит был только в 381 г. на II Вселенском соборе (Константинопольский собор 381 г.), но это случилось уже после смерти императора. В 337 г. Константин почувствовал приближение смерти. Всю жизнь он мечтал креститься в водах Иордана, но политические дела мешали этому. Теперь, на смертном одре, больше откладывать было нельзя, и перед смертью его крестил всё тот же Евсевий Кесарийский. 22 мая 337 г. император Константин I скончался в Аквирионском дворце, близ Никомедии, оставив трёх наследников. Прах его погребён в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианина.
Значение Константина I Великого огромно. По сути с него началась новая эпоха и в жизни Христианской Церкви, и в истории человечества, получившая название "эпохи Константина", - период сложный и противоречивый. Константин первым из кесарей осознал всё величие и всю сложность сочетания христианской веры и политической власти, первым попытался осознать свою власть как христианское служение людям, но при этом неизбежно действовал в духе политических традиций и нравов своего времени. Константин дал Христианской Церкви свободу, выпустив её из подполья, и за это был назван равноапостольным, но однако он слишком часто выступал арбитром в церковных спорах, подчиняя тем самым Церковь государству. Именно Константин первым провозгласил высокие принципы веротерпимости и гуманизма, но не смог их претворить в жизнь. Начавшаяся дальше "тысячелетняя эпоха Константина" будет нести в себе все эти противоречия её основателя.