Тема по обществознанию познание и знание. Познание. Понятие, формы и методы познания. Многообразие форм человеческого знания
Пирамида потребностей
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в 1954 г. разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей» – иерарахическую модель мотивации человеческого поведения. Маслоу выделял пять уровней потребностей, мотивов человеческой деятельности:
– физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. п.);
– потребности в безопасности (в защищенности, в избавлении от страха, неудач, агрессивности);
– потребности в принадлежности к определенной социальной группе и в позитивных межличностных отношениях (в дружбе, любви, привязанности, в общности с другими людьми, в том, чтобы быть ими принятым);
– потребности в уважении и признании (в компетентности, достижении успеха, в признании, авторитете);
– потребности в самоактуализации (в осуществлении своих способностей, творческих потенций, «реализации себя»).
Главное, считал Маслоу, что все потребности заложены в человеке в виде «потенций», но актуализируются они (т. е. становятся значимым мотивом, влияющим на реальное поведение) по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. «Сначала хлеб, а нравственность потом», – говорил один из героев « О перы нищих» Б. Брехта в полном соответствии с теорией Маслоу. Позже Маслоу отошел от этой модели и стал выделять два класса мотивов: нужда и развитие. Тем не менее, если рассматривать его пирамиду не как жесткую структуру, а как тенденцию (т. е. общую закономерность, допускающую частные отклонения), то она справедлива.
Согласно исследованиям, сегодня в развитых, богатых странах для людей значимы рекреационные и гедонистические потребности (необходимость в отдыхе, развлечениях, удовольствиях).
Об этом спорят
Есть точка зрения, что все модели человеческого потребления (с оговорками, конечно) можно разделить на три группы – «языческое потребление», «сакральное» и «вынужденное».
Языческое потребление – это обычное отношение к вещам и услугам, не пытающееся извлечь из них большее, чем то, что в них очевидно содержится (еда – удовлетворение голода, газета – получение информации, одежда – защита от воздействия внешней среды). В чистом виде языческое потребление встречается не так часто.
Сакральный (от лат. sacri – священный) означает: относящийся к вере, культу, обряду, ритуалу. Сакральное потребление – такое отношение к товарам и услугам, когда они рассматриваются как более значительные, чем являются по своей природе. Так, автомобиль для очень многих – не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это символ их положения в обществе, а то и объект любви. Сакральным является потребление «фирменных» вещей, являющихся общественным эталоном данного класса благ (джинсы «Ливайс», учеба в МГУ, посещение Большого театра).
Термином «вынужденное потребление» социологи обозначили такие действия в сфере потребления, которые являются излишними, непродуктивными, а то и разрушительными как для самого человека, так и для общества. Как правило, эти действия осуществляются для самоутверждения, но получаемое удовлетворение обычно временно, вслед же за ним возникает чувство вины и недовольства. К вынужденному потреблению относятся пристрастие к азартным играм, наркотическая или алкогольная зависимость, так называемая «мания шопинга». Последняя имеет место, когда целью покупки является не само благо, а процесс его приобретения, «покупательская активность». Поэтому купленные в процессе такого «шопинга» вещи редко оказываются реально полезными. Люди, пристрастившиеся к этой мании, получили даже специальное название – «магазиноголики». (По кн.: Энджела Дж. Поведение потребителей. – СПб., 1999.)
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Ученые выделяют следующие виды познания:
а) обыденное;
б) научное;
в) философское;
г) художественное;
д) социальное.
В процессе познания присутствует объект и субъект познания:
Объект (познаваемый предмет, весь окружающий мир, общество);
Субъект (человек, общество)
Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
Существует две ступени познавательной деятельности.
I с т у п е н ь – чувственное познание (нем. sensitiv – воспринимаемый чувствами ) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания
а) ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств);
б) восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно).
Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;
г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон.
Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.
II с т у п е н ь познавательной деятельности – рациональноепознание (лат. ratio – разум ). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.
Формы рационального познания
Понятие | Суждение | Умозаключение |
П редставляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: I – по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. II – в научном познании: а) частнонаучные; б) общенаучные; в) всеобщие (философские). III – по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия – идеи. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей. | П редставляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения | Э то получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений: а) дедуктивное (deductio – выведение), представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным; б) индуктивные (inductio – наведение) умозаключения располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Индуктивные умозаключения «наводят»на мысль. |
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция .
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Основные черты интуитивной способности:
1) неожиданность решения поставленной задачи;
2) неосознанность путей и средств ее разрешения;
3) непосредственный характер постижения истины.
Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания .
Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
Урок по обществознанию на тему «Познание и знание»
Цель: рассмотреть основные закономерности и характеристики, свойственные процессу познания.
Предмет: обществознание.
Дата проведения: «____» ____.20___ г.
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Сообщение темы и цели урока.
Активизация учебной деятельности.
Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным открытиям? Чем занимается паранаука?
Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы
Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь – значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество.
Знание – это результат познания. Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы.
Познаваем ли мир
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме учёные разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. a gnostos – непознаваемый) – философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711-1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».
Ещё одной распространённой разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio – договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, в начале XXI в., когда, казалось бы, многие тайны мироздания открыты.
Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis – познание и logos – учение, слово – учение о познании) оптимизма, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчётливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи – на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни.
Все, кто признаёт познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Познание чувственное и рациональное
Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них – ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания – восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания – представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остаётся конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднён», на него действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, её «оживление». Нередко в представлении действует воображение: при его помощи человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.).
В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).
Вы уже знаете, что понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, например, понятия «человек», «самолёт» не ограничиваются образом какого-то конкретного человека или маркой летательного аппарата.
Более сложной формой рационального познания являются суждения – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная – на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление, в свою очередь, связано с речью. Речь осуществляется с помощью языка. Язык – это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п. Предписанное значение – это содержание, закреплённое за тем или иным знаком. Связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, обозначающие дом или человека, по-разному звучат и пишутся в разных языках). Знак обычно выступает средством познания, хотя может быть и объектом, если речь идёт о специальном непосредственном изучении знаков и знаковых систем.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio – разум), отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Кто же прав?
Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания невозможна первичная ориентировка в мире, невозможно постижение красоты и гармонии.
Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других – рациональное начало.
Истина и её критерии
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина – это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Относительная истина – это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов.
Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека.
Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным.
Более надёжным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определённой физической теории, даёт электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нравственности заблуждение – добросовестная неправда, а обман – недобросовестная.
Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспериментами, свидетельские показания.
Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершено не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
Вместе с тем, помимо достоверного знания, в науке могут встречаться разновидности проблемного знания (гипотезы ведь не истинны и не ложны). Знает наука и заблуждения, которые преодолеваются дальнейшим развитием познавательной деятельности учёных. Не будем скрывать, что иногда встречается и ложное знание, которое охотно рядится в научные одежды.
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются, прежде всего, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком.
Эмпирический и теоретический уровни различаются и по методам исследования, которые также делятся на эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим – аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.
Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных сторонах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)
Сказанное относится как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.
Социальные и гуманитарные знания
Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук – это, прежде всего, знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.
Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
Если представитель общественных наук – историк, социолог, философ – обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария – понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание – одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный учёный М. М. Бахтин (1895-1975): «Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создаёт текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)… Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…»
Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.
Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова и У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки.
Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращённое к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.
Многообразие человеческого знания
При всём уважении и признании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и многообразных проявлений человека. В мифах, представлявших собой повествование о происхождении и существовании мира и его отдельных частей, находили отражение самые разные сведения, в том числе и близкие к истине. Однако мифология не объясняла, как устроен мир. Её назначение – давать целостную картину, в которой есть и прошлое, и современное состояние. Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Это была своего рода «живая память», сохранявшая всю совокупность знаний, умений, опыта народов.
Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.
Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рождённое опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приёмами.
Немало полезных сведений таит в себе народная мудрость. В ней не только запечатлён практический опыт, но и отражён здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. Здравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и даже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.
Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несёт в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.
Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от лат. p ara – после, при, околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos – ложь), т. е. ложнонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения. (Подумайте, к каким видам знания вы бы отнесли астрономию и астрологию.)
Практические выводы.
В процессе познавательной деятельности не стоит однозначно доверять органам чувств, хотя без них картина мира бедна и невыразительна. Увидеть что-либо недостаточно, нужно ещё и обдумать увиденное.
Стремясь познать истину, помните, что позиция оптимиста поможет вам преодолевать объективные трудности познания мира. Путь к истине может оказаться тяжёлым, подобным восхождению на гору, и, как справедливо говорил немецкий учёный К. Маркс, только тот доберётся до её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам.
Примите к сведению, что современная философия рассматривает истину как сложное явление. Установление истины всегда требует интерпретации. Поэтому важно обращать внимание как на логические доказательства тех или иных утверждений, так и на соответствие между ними и реальной жизнью.
Древние говорили, что многознание уму не учит, однако невежество не стоит оправдывать неверием в разум. Для получения научных истин мало нагружать память, важно организовывать мысль, владеть всем арсеналом методов научного познания.
При всём уважении к науке не стоит умалять значения народной мудрости, здравого смысла и искусства. В них сконцентрирован опыт прежних поколений людей. Многие выдающиеся учёные были знатоками живописи, музыки, театра, черпая в них не только вдохновение, но и великие догадки и озарения. Истинному учёному, чтобы не уподобиться сухарю, важно осознавать специфику художественного познания мира.
Помните, что лёгкое и окончательное знание обычно сулит паранаука, но за подобными обещаниями далеко не всегда кроется истина. Прав поэт, писавший: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг». Часто теория отстаёт от практики, сложна для понимания, но именно за ней – основательность и фундаментальность научных истин.
Документ.
Из книги отечественного философа Э. В. Ильенкова «Философия и культура».
«Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять – так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведёт к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею – преимущество наличия ума… Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…
Вопросы и задания к документу
Как вы понимаете основную идею приведённого текста? Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют?
Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «Знание – сила»? Аргументируйте свой ответ.
На основе приведённого текста определите основные признаки понятия «ум».
Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.
Вопросы для самопроверки.
Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?
Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В чём особенности рационального познания?
В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
В чём состоят особенности научного познания?
Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?
Задания.
К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
В народной драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ил ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
Мысли мудрых.
«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе».
И.-В. Гёте (1749-1832), немецкий писатель, поэт, мыслитель
Завершение урока.
Оценивание ответов учащихся.
Тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Философское учение, отрицающее возможность познания, называется
1) агностицизмом
2) идеализмом
3) рационализмом
4) сенсуализмом
2. К формам чувственного познания относится(-ятся)
1) понятие
2) представление
3) суждение
4) все перечисленные
3. Форма чувственного познания, которая даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств, — это
1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) понятие
4. Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется
1) представлением
2) опытом
3) познанием
4) истиной
5. Верны ли следующие суждения об отличии чувственного познания от рационального?
А. Чувственное познание, в отличие от рационального, предполагает наличие объекта познания.
Б. Чувственное познание, в отличие от рационального, требует использования теории.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истиной является соответствие мысли предмету.
Б. Истина - это достоверное знание.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об относительной истине?
А. Относительная истина со временем может оказаться заблуждением.
Б. Из относительных истин складывается абсолютная истина.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Один философ утверждал: «Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что роза красная и прекрасно пахнет, сошлётся на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения - подлинный источник знаний». Какое философское направление иллюстрирует приведённое утверждение?
1) рационализм
2) сенсуализм
3) идеализм
4) агностицизм
9. В повседневной жизни и в науке приходится сталкиваться с такими знаниями, которые нельзя получить или выработать с помощью чувственного восприятия. Нельзя, например, увидеть, услышать, понюхать или потрогать число, исторический процесс и т. д. Для того чтобы сформировать сложные знания о мире в целом, о происходящих в нём изменениях, необходимы логические процессы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о рациональном познании?
1) воспроизводит внешние стороны и свойства изучаемых объектов
2) характеризуется наглядностью и предметностью возникающих в результате познания образов
3) отличается непосредственностью, выражающейся в прямом воспроизведении объекта
4) воспроизводит объекты на основе внутренних закономерных связей и отношений
10. «Делу время - потехе час», «Не зная броду - не суйся в воду», «Утро вечера мудренее» являются примерами
1) знаний, основанных на здравом смысле
2) научных знаний
3) паранаучных знаний
4) знаний, основанных на мифологии
Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «гуманитарное знание».
Духовные ценности, понимание, философия, однозначность, мировоззренческие ориентиры.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «гуманитарное знание».
2. Найдите в приведённом ниже списке особенности научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образность
2) объективность
3) фрагментарность
4) системность
5) проверяемость
6) субъективность
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«__________(А) - это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов. В отличие от него __________(Б) даёт целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ). __________(В)актуализирует образ объекта познания, запечатлённый в памяти, а следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы чувств. Чувственное познание представляет собой непосредственное единство __________(Г) и объекта познания, т. е. человека и мира. Формы чувственного познания нередко искажают __________(Д), неточно и однобоко её воспроизводят. Обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, __________(Е) приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) представление
2) истина
3) действительность
4) абстрагирование
5) измерение
6) субъект
7) ощущение
8) эксперимент
9) восприятие
Ответы на тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-1
2-2
3-2
4-4
5-4
6-3
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. однозначность
2. 245
3. 791634
ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ
Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.
Теории познания мира:
агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;
скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;
оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.
Виды познания:
обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;
социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания :
субъект и объект познания совпадают
задевает непосредственно интересы людей
социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание
сложность объекта познания – общества
установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво
ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.
Принципы социального познания :
А. рассматривать социальную действительность в развитии
Б. изучать социальные явления во взаимодействии
В. выявлять общее и особенное в общественных явлениях.
научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Научное познание
эмпирический уровень (практика) теоретический уровень
Особенности научного познания :
объективность добываемого знания
развитость понятийного аппарата (категорийного);
рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)
проверяемость
высокий уровень обобщения знаний
универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Формы научного познания :
научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка
эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами
проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической
гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Методы (орудие, средство познания) научного познания:
наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств;
эксперимент – исследование путём активного воздействия на явление при помощи создания новых условий или изменения течения процесса в нужном направлении, устранение всех мешающих факторов, применение технических устройств;
анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части;
синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;
индукция – переход от отдельных фактов к общим положениям;
дедукция – от общего к частному;
аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях;
моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств и выделении какого-либо свойства;
идеализация – образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;
исторический метод – этапы развития объекта в хронологической последовательности, описание исторического процесса с учётом его неповторимых особенностей;
логический метод – воспроизведение в теоретической форме основного содержания исторического процесса;
формализация – уточнение содержания познания через сопоставление объекта с некоторыми материальными конструкциями;
математизация – использование различных способов измерения, приписывание материальным объектам и их свойствам определённых чисел, дальнейшее действие по математическим правилам с числами вместо трудоёмкой работы с объектами.
религиозное (мифологическое)
художественное – познание посредством художественных образов.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ»
А 1. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование
отвлечённых понятий
художественных образов
научных приборов
абстрактных моделей
А 2. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?
А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 3. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером
житейского знания
мифологического знания
научного знания
паранаучного знания
А 4. Только в состав научного знания входят
установленные факты
экспериментально обоснованные выводы
логические умозаключения
результаты наблюдений
А 5. И религиозное, и научное знание
имеет объективный характер
предполагает доказательства
может передаваться из поколения в поколение
необходимо человеку для рациональной деятельности
В 1. Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель …. познания.
В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.
проведение контрольных измерений
выдвижение и обоснование гипотез
создание логической модели изучаемого объекта
описание изучаемых явлений
проведение научного эксперимента
объяснение существующих взаимосвязей
В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда
описание; 2. метод; 3. наблюдение;
4.интервьюирование; 5. эксперимент.
С 6. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.
С 7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении?
Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.
ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
Формы познания:
чувственное – осуществляется органами чувств – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом:
- ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
- восприятие – чувственный образ целостной картины ПЯП;
- представление – обобщённый образ ПЯП, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих ПЯП познания на органы чувств.
Особенности чувственного познания:
непосредственность – прямое воспроизведение объекта
наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Эмпиризм – единственный источник наших знаний – чувственный опыт.
Чувственное познание
эмоции – аффективная форма проявления чувства – эмоции, выраженные в
моральных чувств соответствующих понятиях (любовь)
рациональное – отражение действительности посредством мышления:
- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства ПЯП;
- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о ПЯП;
- умозаключение – вывод – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:
А. индуктивное – от частного к общему;
Б. дедуктивное – от общего к частному;
В. по аналогии – по сходству.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания
абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов
воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Знание – единство чувственного и рационального познания действительности.
интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.
Признаки:
внезапность
неполная осознанность
Виды:
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
Результат познания
знания заблуждение ложь
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
житейское (обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;
научное – достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;
практическое – овладение вещами, преобразование мира;
художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;
рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;
иррациональное – противоречит рациональному мышлению, предметы знаний парадоксальны и не подчиняются законам логики и науки (эмоции, интуиция, воля);
личностное – зависимо от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности
ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира:
Донаучное – предпосылочная база научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.
Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждени я:
погрешности при переходе от чувств к разуму
некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной ситуации.
Ложь – сознательное искажение образа объекта.