Именины софии по церковному календарю. День ангела и именины софии Софья петербургская святая
«У нас есть Бог Небесный, - ответили они, - его детьми мы желаем остаться,
а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся.
Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам
Господа нашего Иисуса Христа»
Из тропаря Вере, Надежде, Любови
и матери их Софии
Имена Вера, Надежда, Любовь и София уже много столетий одни из самых популярных в России.
30 сентября, Православная церковь празднует День святых - великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу Иисусу Христу и старалась их приучить проявлять в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили. Жили они во II веке, в царствование императора Адриана в Риме. По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. В молитве проводили наибольшую часть своего времени: молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву.Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. Помимо этого, девочки были чрезвычайно красивы.
Странствуя по Италии, семья остановилась в доме богатой женщины по имени Фессамния. Надо заметить, что во 2-м веке, вся Италия проповедовала язычество. Для императора это был некий инструмент власти и страха. Держа в глухом неведении целую страну, можно было манипулировать законами и вершить беспредел. Доносы, слежка и клевета были привычными вещами для жителей Рима. Вот и Фессамния вместе с наместником Антиохом написали донос на постояльцев.
Этот доносдошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Войдя во дворец, София неустанно повторяла: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени». Она похолодела, когда сказала: «Дочери, не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости. Он пребудет с вами во всех ваших муках».
*
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа. Удивленный смелостью христианок император отослал их к язычнице. Она обязана была убедить их отречься от веры. Однако, все доводы языческой наставницы оказались напрасными. София с дочерьми вновь вернулись к императору, он понял, что язычница оказалась бессильной, что вера в Бога превыше всего для этих девочек и приказал устроить над дочерьми жесточайшие пытки. Софью даже не тронул.
*
Впоследствии она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество. Девочки были обезглавлены. София отвезла останки с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей. На третий день она сама умерла в страданиях. Верующие погребли ее тело на том же месте. За великие муки матери, претерпевшей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица.
*
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.
*
Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо, во Франции.
*
Много веков для всего православного мира эта истории является символом истинной веры, пример духовной стойкости и неподдельного мужества этой христианской семьи и по сей день восхищает и воодушевляет людей. Отмечая ежегодно, 30 сентября, день Святых Великомучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии- весь православный мир чтит память об этих святых. В своих молитвах люди, обращаясь к ним, просят о мире и согласии между детьми и их родителями, о сохранении умов неокрепших подростков от соблазнов современного мира.
*
Эти святые женщины очень почитаются на Руси, в честь их памяти девочек называют их именами. Тем более, что эти слова символичны для души каждого русского человека и по тому значению, которое заложено в каждом из этих имен - Вера, Надежда, Любовь… и мудрость - София.
*
На Руси этот день называли ещё «всесветлыми бабьими именинами». По традиции в день памяти святой Софии и ее дочерей в русских селениях было принято чествовать женщин, которых звали именами святых мучениц.
В честь святых мучениц на Руси издревле называли храмы. Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Лисихе появилась сравнительно недавно. У нее есть свои постоянные прихожане. Авторы проекта сумели соединить классическую простоту и торжественные летящие линии в облике храма. А строители, проявив ювелирную точность и поразительную бережность, сохранили вокруг церковного здания все деревья.
*
С 1991 года церковь во имя Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии располагается в реконструированном флигеле пригородного дворца графа Воронцова, единственного здания, сохранившегося из всего комплекса.
*
Здание флигеля классического стиля, расположено на возвышении Лидеринового уступа (древнего берега моря) у Петергофской дороги. Работы по восстанию здания и организации церковного прихода взял на себя настоятель иеромонах Лукиан (Куценко).
Над притвором церкви устроена звонница со шпилем.
*
Ниши главного фасада здания под треугольными фронтонами украшены фресковыми иконами - Спасителя и Богородицы. Перед южным фасадом церкви в 1996 году установлено бронзовое скульптурное изображение Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В сентябре 1996 года решением Синода при создании самого молодого в епархии женского монастыря - Покрово-Тервенического в Лодейнопольском районе Ленинградской области, церковь была объявлена его Петербургским подворьем.
*
Каждый год, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы из обители на подворье привозят "Тервеническую" месточтимую икону Божией Матери.
*
Икона находится в храме святых мучениц до праздника Рождества Христова.
С 30 июля по 23 ноября 1998 года в этом храме пребывала рака с мощами преподобного Александра Свирского. 16 августа 1998 года на поклонение к мощам приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
*
Народные обычаи и приметы в день мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
*
В народном календаре последний день сентября принято было называть «Всесветными бабьими именинами». Но в отличие от других праздников, отмечаемых на Руси широко, шумно и весело, этот начинался с плача.
*
С раннего утра стенали и выли по избам деревенские бабы: кто громко и страшно, а кто тихонечко - в кулачок. Обливаясь горючими слезами, оплакивали они разнесчастное свое, беспросветное и безрадостное житье. Вспоминали родных, в труде и нужде прошедших по жизни, непутевых мужей, неблагодарных детей, завистливых подружек. Причем, выплакаться полагалось даже тем, кому на собственную судьбу казалось бы жаловаться не приходилось.
*
Но разве когда-нибудь жили на Руси бабы, которым не о чем было пожалеть или не на что было пожаловаться: «Бабья судьба не бывает одна». Не о себе, так о других плакать приходилось. Поэтому в народе этот осенний день называли еще «Всесветной бабьей вытью», терпеливо, с сочувствием и пониманием относясь к их рыданиям и причитаниям: «Слезы сердца - не водица, их не надобно стыдиться».
Тем более в день памяти святых мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их - Софьи.
*
Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии издавна широко распространено на Руси, при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии - Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке - Вера, Надежда и Любовь.
*
София в переводе с греческого - мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.
«Вера - Надежда - Любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.
Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и милосердии Божьем.
Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божьих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божьим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божьему.
Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.
Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства.
*
Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило
и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что Любовь главная из трех основных христианских добродетелей:
*
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
*
История мощей святых мучениц
*
Вплоть до Французской революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года).
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
*
Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".
*
В 1792 году, спустя три года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
*
После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители.
*
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
*
В самом правом из реликвариев хранится вторая частица мощей св. Софии, привезенная из Рима в 1938 году. В центральном реликварии хранится частица Животворящего Креста Господня
*
И в заключение хочется сказать, что Мы, христиане, часто сами себя в покаянии называем маловерами. И это так! Но мы и молимся, но мы и плачем, и говорим: Господи, немощь мою Ты знаешь, но знаешь, что есть в любом из нас, в любом сердце тот, пускай пока маленький бисер, который именуется святая вера. И этот жемчуг мы можем найти в каждом: и в изматерившемся и отупевшем русском мужике, и в интеллигенте, который поумнел и понял, что означают на самом деле слова «прогресс» и «гуманизм» без Бога.
*
Эта вера есть в наших женщинах, многие из которых и сохранили душу народа, а душа нашего народа—душа-христианка... И мы молимся и просим: «Господи, умножь, укрепи веру в Тебя... Даруй нам простоту и полное доверие к Тебе»...
*
И когда мы укрепляемся в надежде, в уповании на Бога, то отступает уныние и отчаяние... Истинного христианина можно отличить в толпе бедных, печальных, тоскливых, понурых, истомленных, отчаянных и унылых сограждан по его светлым глазам.
*
И чем жива Церковь Божия? Почему в годину страшного погрома люди веры не теряли надежду и всегда чувствовали сердцем и знали, что Господь близко, Он рядом. Они знали, пройдет лихолетье, сгинут, оборотятся в прах и пыль несчастные гонители, а Церковь Божия — невеста Христова — в который уже раз в истории омоется кровью своих мучеников и предстанет очищенной и обновленной.
*
Когда в жизни каждого из нас случается что-то тяжелое — горе, беда, болезни, задавайте себе вопрос: почему мне послал это Господь? Ведь ничего нет случайного: ни смерти, ни болезни. И когда мы будем так размышлять, нам откроется глубочайший смысл пути нашей жизни. Мы увидим, наконец, что наша жизнь не бессмысленная вереница дней и событий, а путь, освященный Богом, и путь к Богу. Скорбь тяжела, нежеланна, но если бы не скорби—люди никогда бы не научились молиться.
Акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Кондак 1
Избранным рабам Господа Вседержителя, Вере, Надежде и Любови, и мудрей матери Софии, похвальная вам пения умиленно возносим. Вы же, яко дерзновение ко Христу Богу имуще, молитися за ны, воеже избавитися нам грехов и скорбей, да благодарственно вопием вам: радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Икос 1
Ангели на небеси радовахуся, добродетельное житие ваше зряще, еже провождасте в чтении Писаний Божественных, в трудех, постех, молитве и милостыни, материю вашею непрестанно сущи поучаеми, да явитеся образи живии триех богословских добродетелей, ихже именами наречены бысте. Мы же, таковей мудрости матере вашея и совершенному благоразумию вашему дивящеся, благоговейно рцем вам:
Радуйтеся, единомысленныя сестры, трием добродетелем тезоименитыя;
радуйтеся, в повиновении богомудрей матери вашей на степени совершенствования вшедшия.
Радуйтеся, аки три райския ветви, в зловернем Риме возрасшия;
радуйся, Софие, дщерем твоим имена добродетелей нарекшая, яже вещию исполняти научила еси.
Радуйся, Веро, верою невидимое, яко видимое, зрети нам помогающая;
радуйся, в нетление облеченная.
Радуйся, Надеждо, надеждою страдания наша во юдоли скорби ослабляющая и в горняя десницею указующая
радуйся, Царствие Небесное унаследовавшая.
Радуйся, Любы, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая;
радуйся, благодатию Духа Святаго осиянная.
Радуйся, Софие, сиесть премудрость, премудре дщери твоя воспитавшая;
радуйся, в добродетелех веры, надежды и любве нас утверждающая.
Кондак 2
Видящи мудрая София слуги, пришедша звати ю со дщерьми ко царю Адриану, и познавши вину1 призвания своего, ста со чады своими на молитву, помощи Бога просящи: по молитве же, емшеся за руце, якоже венец уплетенный, идяху вкупе, поюще Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум несумненный имели есте, святыя, егда бо в палаты царския введены бысте, цареви Адриану предстаете с лицем светлым, очесы веселыми и сердцем мужественным. Царь же, зря честная лица ваша неустрашенна и мудрость Софии уведев, отложи на ино время суд свой и отсла вы к некоей благородней жене, у неяже пребысте три дни, матери вашей премудрей богодухновенными словесы день и нощь вас поучающей. Темже ублажающе вас, взываем сице:
Радуйтеся, три непорочныя агницы Христовы, венец добродетелей в себе совокупившия;
Радуйтеся, три добродетельныя сестры, твердую веру, несумненную надежду и нелицемерную любовь ко Господу Богу явившия.
Радуйтеся, не пощадившия красоты и младости вашея, Краснейшаго ради добротою паче сынов человеческих;
Радуйся, Софие, чада твоя возлюбленная на подвиг мученическ за Христа наставлявшая.
Радуйся, Веро, мучением за Христа веру твою исповедавшая;
радуйся, сестры твоя крепкою верою воздвизавшая.
Радуйся, Надеждо, твердое надеяние на Христа возлагавшая;
радуйся, сестры твоя неослабною надеждою укреплявшая.
Радуйся, Любы, муками за Христа любовь твою действенную показавшая;
радуйся, сестры твоя огнем любве ограждающая.
Радуйся, Софие, сладкая чада твоя увещававшая презрети славу и богатство и всю сладость мира сего тленнаго;
радуйся, добрыя дщери твоя до крове стати за Господа и умрети за Него усердно учившая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 3
Силою Божественною осенени бяху мученицы, яже добродетели имен своих явиша делом в подвизех мученических, воспевающе Богу: Аллилуйя.
Икос 3
Имуще в себе святыя мученицы столп веры, криле надежды и огнь любве, в сладость послушающия от словес матере своея, едина другую в долготерпении утверждаху и радостно идяху, желающе честнаго мученичества, еже за Христа. Тому покланяющеся, яко Богу нашему, сицевыми вас воззваньми почитаем:
Радуйтеся, нимало не поскорбевшия о лишении временнаго сего живота вечныя ради жизни;
радуйтеся, чести ради Христовы плоть на муки предавшия.
Радуйтеся, три многоценныя сосуды веры, надежды и любве Богу в дар принесшия;
радуйся, Софие, яко, любве ради презельныя ко дщерем твоим, всем сердцем возжелела еси, да Царствие Божие наследуют.
Радуйся, Веро, души наша верою озаряющая;
радуйся, к тихому пристанищу нас возносящая.
Радуйся, Надеждо, сердца наша сладостию надежды оживляющая;
радуйся, из пучины отчаяния нас извлекающая.
Радуйся, Любы, страдания и скорби наша в радость прелагающая;
Радуйся, окамененная сердца наша во умиление преводящая.
Радуйся, Софие, мудростию на благое нас наставляющая;
радуйся, потемненное око душ наших просвещающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 4
Буря ярости мучителевы нападе на тя, святая Веро, но не поколеба тя: кто бо возможет веру неодолимую подвигнути, адаманта крепчайшую, яже верных научила есть пети с тобою Богу: Аллилуйя.
Икос 4
Слышащи мудрая мати дщери своя пред царем небоязненно Христа исповедающия, и глаголющия, яко того единаго желают, еже бы страдати и терпети горькия муки сладкаго ради Иисуса Христа, радовашеся вельми и моляше Бога, да укрепит я в предлежащих муках. Сие убо изволение похваляюще, первейшей дщери мудрыя матере тако воспоем:
Радуйся, Веро, немилосердая биения сладчайшаго ради Иисуса сладце приемшая;
радуйся, урезанная сосца твоя, аки два крина чистоты, в жертву Господеви принесшая.
Радуйся, яко от язвы твоея вместо крове млеко истече;
радуйся, яко на раскаленное железо положена была еси.
Радуйся, яко в коноб кипящ ввержена сущи, нимало не опалилася еси, ниже вредилася еси;
радуйся, зной страстей наших небесною прохладою утишающая.
Радуйся, огнь мучений наших в болезнех угашающая;
радуйся, знамением веры посреде напастей нас знаменающая.
Радуйся, щитом веры во брани со врагом нас покрывающая;
радуйся, честную главу твою за Главу Церкве, Христа Бога, под меч радостно преклоншая.
Радуйся, яко обагрением крове твоея, аки червленицею, одеяна, явилася еси очесем Безсмертнаго Жениха твоего;
радуйся, к желанному краю пришедшая и любимаго Спаса Господа узревшая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 5
Богоданным звездам уподобилися есте, Веро, Надеждо и Любы, всем бо сердцем прилепившияся ко единому вечному Животу и Красоте неизреченней, Иисусу Христу, скоро шествовасте, воеже умрети за Него и насладитися Божественнаго Его видения, поюще Ему: Аллилуйя.
Видевше добропобедныя сестры святую Веру радостно за Христа пострадавшу, и сами хотяху души своя за Него положити: царь же Надежду святую начат испытовати, и видев ю с сестрою единомысленну сущу, на муки вдаде ю, обаче ничтоже успе. Мы же, Надежду святую о сицевом ея мудровании ублажающе, воспоим и прославим ю:
Радуйся, Надеждо, жестоко биенная, обаче пресветлую надежду на Господа не потерявшая;
радуйся, муки твоя безропотно в молчании терпевшая.
Радуйся, и нам крепкое терпение подающая;
радуйся, яко в разжженней пещи неопаляема бывши, хвалу Богу возсылала еси.
Радуйся, яко и нас во страданиих хвалити Бога научаеши;
радуйся, яко ногтьми железными строгана была еси.
Радуйся, нас, сущих в скорбех, лучами надежды осиявающая;
радуйся, яко чудное некое благоухание от язв твоих исхождаше.
Радуйся, непоколебимое упование на Господа Иисуса неизменно сохраншая;
радуйся, безнадежность и безсилие в сердцах наших истребляющая.
Радуйся, мечное посечение за Христа радостно приимшая;
радуйся, ясная деннице, нам, печальми земными угнетенным, мир вечный раскрывающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 6
Проповедником и Апостолом Богоносным подобны бысте, Богомудрыя сестры: добродетельми бо вашими проповедаете всем верным веру, надежду и любовь ко Господу, Владыце всех, Тому поюще: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси, аки солнце, Любы святая, кто бо сице за возлюбленнаго Господа своего можаше стати, якоже Любы, понеже писано есть: крепка яко смерть любы, вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Молим ти ся ныне, Любы святая, серафимским пламенем любве ко Господу горящая, обнови окамененная и изсохшая сердца наша, возжги в нас, оскудевших любовию, свет любве, да возлюбльше Господа и вся ближния наша, тебе, яко молитвенницу нашу, восхвалим сице:
Радуйся, Любы, яко любве твоея ко Христу води многи прелестей мирских не угасиша;
Радуйся, яко вся ласкания и дары царевы отвергши, душу твою за Господа положила еси.
Радуйся, яко любве твоея реки бед и страданий не потопиша;
Радуйся, за Господа Иисуса на колеси протягнутая, жезлием биенная, свердлами прободенная и в пещь огненную вверженная.
Радуйся, яко в лютых муках твоих силою Божию укрепляема была еси;
Радуйся, кровию твоею, любве ради к Безсмертному Жениху твоему Христу излиянною, в хладных сердцах наших любовь возбуждающая.
Радуйся, яве показавшая нам, яко любве ради вся мучения сладце претерпеваются;
Радуйся, явившая нам, яко любы Божественная приводит к животу вечному.
Радуйся, самою вещию уверившая, яко любы Божественная откровение есть безсмертия;
Радуйся, яко никаяже мучительства возмогоша разлучити Любовь от любве Христовы.
Радуйся, в муках апостольски вещавшая, яко не разлучит тя от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч;
Радуйся, любве ради Христовы мечем во главу усеченная.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 7
Хотя скорее от тела разлучитися и со Христом быти, святыя девы, егда на мечное посечение идяху, едина другую и матерь свою Софию объемлюще лобызахуся, дружескому нас люблению поучающе, да вси купно поем Богу: Аллилуйя.
Икос 7
Новое чудо показа Господь, егда помощь Свою посла страдавшим за исповедание имене Его толико юным девам: верою бо, надеждою и любовию укрепляеми и возносими бывше, доблественне подвиги своя скончаша. Мы же в единомыслии и единодушии до конца живота пребывших молим вас, да и нам низпослете единомыслие в совершении добрых дел, умиленно величающим вас:
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, единем путем мучений до врат небесных шедшия;
Радуйтеся, в пресветлый чертог прелюбезнаго Жениха вашего во гласе радования вшедшия.
Радуйтеся, яко Иисус Христос просвети, якоже звезды на небеси, раны на телесех ваших;
Радуйся, Софие, доблественне на муки чад твоих взиравшая.
Радуйтеся, яко небесною красотою, еяже око не виде, украси Господь доброту вашу, муками отъятую;
Радуйтеся, венцы воздаяния приемшия.
Радуйтеся, аки три звезды, Солнцем Правды озаренныя;
Радуйся, Софие, в мужественнем исповедании дщерьми твоими имене Христова утешение велие обретшая.
Радуйтеся, мглу сомнений наших разсеявающия;
Радуйтеся, нас, удрученных страданьми душевными и телесными, подкрепляющия.
Радуйтеся, красотою любве сердца наша украшающия;
Радуйся, Софие, крепосте и утешение изнемогающих в бедах и нуждах.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 8
Странное и непонятное нам немощным, в мирских сластех погрязнувшим, зрим дело, яко София святая возлюбленых чад своих видящи лютыя и горькия муки и смерти, нимало не поскорбе, но возрадовася зело духом, поющи Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бе в вышних мудрая София, егда дщери своя сладкими словесы и мудрыми увещаньми на мучения подвизаше. Аще же от естества к слезам преклоняшеся абие, от любве Христовы прелагашеся на радость, печаль бо сердечную и болезнь о чадех матернюю победи в ней любы Божия. Велиею убо любовию дщери своя любящи, паче всего тем Царствия Небеснаго желаше. Сего ради, чудящеся мудрости и велицей любви твоей ко дщерем и славяще тя, взываем:
Радуйся, Софие, яко возвеселися душа твоя о блаженней кончине дщерей твоих, святое имя Господа дерзновенно исповедавших;
Радуйся, в мученичестем венчании чад твоих честь и славу приявшая.
Радуйся, участия мученическаго и спребывания со дщерьми в небесней славе Христа Бога сподобльшаяся;
Радуйся, честная телеса дщерей твоих с радостными слезами погребшая.
Радуйся, три дни гробу их приседевшая и сном смерти о Господе почившая;
Радуйся, аще и не плотию, обаче сердцем за Христа страдавшая.
Радуйся, яко три добродетельныя дщери, сими веру, надежду, любовь к Богу явивши, в дар Пресвятей Троице принесла еси;
Радуйся, яко чадородия ради спаслася еси.
Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная;
Радуйся, дщери твоя, да кровь свою за Христа промолившая.
Радуйся, умудряющая да блюдем непреложно добродетели веры, надежды и любве;
Радуйся, Животворящей Троицы за ны молящаяся.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 9
Вся Ангели дивляхуся о страданиих ваших, святыя мученицы, и победу вашу над диаволом торжествующе, души же ваша к Небеси провождающе, воспеваху Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии велеречивии вся страдания ваша за Христа не возмогут изрещи, дивящеся же толиким подвигом, во младых летех подъятым, немотствуют. Мы же о честней кончине вашей Бога прославляюще, величаем вас сице:
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, поющия хвалу Богу, на небо небесе возшедшему;
Радуйтеся, щите веры, броне надежды и светильниче любве.
Радуйтеся, зрением пресветлаго лица Божия наслаждающияся;
Радуйся, Софие, благочестивыя матери на мудрое воспитание чад их наставляющая.
Радуйтеся, поучающия ны, да взыщем Господа, и жива будет душа наша;
Радуйтеся, с верою, надеждою и любовию прибегающих к вам теплыя молитвенницы.
Радуйтеся, вразумляющия ны, яко вся сладость и прелесть мира сего яко дым исчезает, яко прах от ветра разметается и в персть обращается;
Радуйся, Софие, всем сердцем Господа Бога возлюбльшая.
Радуйтеся, аки трие светлии ключи, ко единому Источнику жизни притекшии;
Радуйтеся, аки трие благовоннии цвети, на единей благоплодней ветви прозябшии.
Радуйтеся, аки три зерцала, безпредельную красоту Божию в себе отражающая;
Радуйся, Софие, аки маслина, три ветви, отягченныя изобильными плоды даров Божиих, произрастшая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 10
Спасти хотяще души своя святыя мученицы, любве ради Христовы ласкания царева и богатства мира сего тленнаго презреша и радостно кончину мученическую за Христа прияша, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стенами веры, надежды и любве являются святыя мученицы всем, прибегающим к ним с теплою и усердною молитвою и сице в печалех и напастех к ним взывающим:
Радуйтеся, язв греховных добрыя целительницы;
Радуйтеся, во тьме печали нашея светом упования ны озаряющия.
Радуйтеся, посреде напастей и скорбей дивный покой нам посылающия;
Радуйся, Софие, о нас, в злостраданиих поверженных, мудрое попечение являющая.
Радуйся, Веро, крест спасения пред нами воздвизающая;
Радуйся, немощи наша по молитвам к тебе исцеляющая.
Радуйся, Надеждо якорь избавления нам подающая;
Радуйся, уныние сердец наших благостно отъемлющая.
Радуйся, Любы, твоим ко Господу ходатайством в злей напасти от нечаянныя смерти ны ограждающая;
Радуйся, изнемогающия силы наша на бодрость возставляющая.
Радуйся, Софие, прилежная о нас к Богу молитвеннице;
Радуйся, в добрех делех наших мудрая наставнице.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 11
Пение сие похвальное, аще бы и тмочисленное приношахом вам, святыя мученицы, не бы довлело ко прославлению добродетелей и подвигов ваших; обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.
Икос 11
Светом небесным пред Господем горящим свещам подобны Вера, Надежда и Любы, купно с материю их Софиею, к нимже припадем, моляще, да просветят ны, омраченныя печальми и из глубины сердец зовущия:
Радуйтеся, ризы ваша в крови Агнчи на земли убелившия;
Радуйтеся, живота вечнаго нам ходатаицы.
Радуйтеся, душ, ищущих покоя в милосердии Божии, утверждение и хранение;
Радуйся, Софие, от суеты мирския ны ограждающая.
Радуйся, Веро, доброценная кадильнице, фимиам хвалы Богу возносящая;
Радуйся, нас грешных верою просвещающая.
Радуйся, Надеждо, в скорби утешение и прибежище наше;
Радуйся, в печалех наших лучезарная вестнице избавления.
Радуйся, Любы, незлобие и кротость в сердца наша вливающая;
Радуйся, таинственная звездо, от тесноты земныя горе ны возносящая.
Радуйся, Софие, мудрая и пречестная детоводительнице;
Радуйся, богомудраго жития молящимся ти устроительнице.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 12
Благодать Божию прияти сподобившияся, молите о нас, святыя мученицы, Пречистаго Владыку Христа, да милостив будет к нам грешным, с верою, надеждою и любовию Ему Единому, Господу и Спасу нашему, смиренно поющим: Аллилуиа.
Икос 12
Поем ваша крепкия подвиги, верою, надеждею и любовию проникновенныя, почитаем страдания ваша презельная, хвалим дивное терпение ваше, ублажаем кончину, за Христа вами радостно подъятую, величаем необоримое мужество ваше, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, и прославляюще вас, взываем сице:
Радуйтеся, аки три струи молниины, от восток даже до запад добродетельми своими просиявшия;
Радуйтеся, фиали веры, надежды и любве, животворным питием души наша напаяющии.
Радуйтеся, трие светозарнии путие, ко престолу славы Господни нас ведущии;
Радуйся, Софие, чад ради твоих от лика святых похваленная.
Радуйся, Веро, цвете веры, паче снега белейший;
Радуйся, услаждение страждущих.
Радуйся, Надеждо, угнетенных сердец возношение;
Радуйся, аки поток цельбоносный, жажду скорбящих душ утоляющая.
Радуйся, Любы, венче из мира, радования и благости соплетенный;
Радуйся, умная зарнице вечности.
Радуйся, Софие, жезле силы, кротце и мудре чада наказуяй;
Радуйся, Боговедения пресветлая луче, душам нашим возсиявающая.
Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою.
Кондак 13
О святыя и достохвальныя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие, ныне приемши малое сие моление наше, от всяких ны бед, болезней и скорбей молитвами вашими избавите, да сподобльшеся во Царствии Небеснем зрети безсмертнаго Господа Иисуса, с вами вкупе воспоем Ему: Аллилуиа.
Этот Кондак читается трижды. Затем читается Икос 1 и Кондак 1.
Молитва
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая праведная София Слуцкая достойно прошла свой недолгий земной путь, став помощницей и заступницей всем православным христианам. «Звёздочка!.. славой ярчайшая… Разве ты не менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?» - писал о ней близкий друг её мужа.
Первые испытания
Княгиня София родилась в славном белорусском городе Слуцке 1 мая 1585 года. В том же году скончалась её мать, а через год и отец, хотя ему не было и тридцати лет.
Опеку над сиротой приняли на себя дальние родственники. Но опекали они её во многом из корыстных целей: огромные долги перед великим и могущественным родом Радзивиллов тяжёлым ярмом висели над ними. В конце концов опекуны решили расплатиться богатством Софии (на тот момент юная София стала в Речи Посполитой самой богатой невестой) и выдать её замуж за князя Януша из рода Радзивиллов.
Невеста за долги
Будучи католиком, Януш Радзивилл обратился к Римскому папе с прошением о разрешении заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были православными. И разрешение такое было получено.
Несладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных родственников, не стала она слаще и в замужестве. Однако она не унывала: с самого раннего детства во всех своих печалях она обращалась к Богу.
Защитница Православия
Но вот ко всем житейским невзгодам прибавилось ещё одно горе: церковная уния с Римом, которая сопровождалась насилиями над православными верующими. Это горе затмило собою все личные скорби молодой княгини. И… она стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия.
Благодаря великим усилиям Софии город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнёт униатов, и Слуцкое княжество стало оплотом Православия.
Влияние праведной княгини было столь велико, что и после смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. Более того, впоследствии все Радзивиллы, вступая на княжение в Слуцке, обещали хранить Православие в этом крае и выполняли данное обещание, хотя оставались сами в иноверии.
Помимо юридической защиты Православия княгиня София заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, подавая щедрые жертвы и выделяя средства на строительство новых храмов. Собственноручно она изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения.
Блаженная кончина
Отошла ко Господу блаженная София 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1612 года в возрасте 26 лет во время первых своих родов. Новорождённая малютка её также скончалась.
Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. На гробнице происходило множество чудес, а её мощи оказались нетленными... Ныне они открыто почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Святая праведная Софие, моли Бога о нас!
По материалам жития.
Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №4 (156)
София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий и боли, но мученица вынесла все тяготы, упавшие на ее плечи, и теперь помогает верующим не уклоняться с праведного пути.
Дева родом из Италии, нареченная именем София, что в переводе значит «премудрая», еще при жизни обрела высшую мудрость. Чистая, непорочная, скромная, послушная София — именно так о ней говорят верующие люди. Она была полна милосердия и подарила миру трех дочерей, три добродетели: Веру, Надежду и Любовь .
История иконы
Великомученица София была родом из Рима. Она с детства вела праведную жизнь и верила в Господа. В вере и покорности она воспитала трех дочерей, которых назвала Верой, Надеждой и Любовью. Эти имена соответствуют трем главным христианским добродетелям. Праведница безмерно любила своих дочек и наставляла их на духовный путь с самого рождения.
В то время власть была в руках императора Адриана. Правитель, как и большая часть населения, был язычником и не признавал ни одну другую религию. Когда он узнал о семье Софии, которая проповедовала христианство, его охватил гнев. Властитель приказал им отказаться от христианской религии и совершить жертвоприношение языческому богу.
Когда девочки и их мать отказались отречься от Иисуса Христа, император отдал приказ, чтобы дочерей Софии подвергли ужасным пыткам. Сначала на глазах у матери и обеих сестер старшую дочь Веру безжалостно избили. Когда избиения закончились, мучители положили девочку на огненную железную решетку, но огонь не смог причинить Вере вреда, ведь она находилась под защитой Бога. Тогда властитель велел бросить ее в котел с горячей смолой, но по воле Господа смола стала холодной. Когда все попытки причинить девочке чудовищные страдания закончились, Адриан приказал отсечь ее голову. Других дочерей подвергли тем же пыткам, после чего также казнили. Дух девочек не был сломлен до последнего. Они всем сердцем любили Господа и были готовы умереть за свою веру.
Софию император решил не подвергать мукам. Но боль, которую мученица испытала в тот день, нельзя было сравнить с физическими тяготами. На ее глазах были подвержены пыткам и убиты дочери. Женщина похоронила своих дочерей и на протяжении двух дней не отходила от их могил, молясь за души усопших . Через два дня Господь забрал и душу Софии в Царствие Свое.
За все страдания и боль, которую пришлось пережить Софии, она была причислена к лику святых. Это произошло в 137 году. София Римская и ее дочери перенесли тяжелые страдания, но не были сломлены, тем самым показав людям, что вера во Христа намного сильнее страха пыток. Они выдержали все мучения и остались непоколебимы и верны Господу даже ценой собственных жизней.
Где находится образ святой Софии
В наше время образ святой великомученицы Софии всегда располагается в самом центре любого из православных храмов. Икона благочестивой Софии — одна из самых важных и ценных святынь для православных церквей. Чтобы помолиться перед святым образом, достаточно зайти в любую православную церковь. Кроме того, большое количество христиан хранят икону мученицы в своих домах.
Описание иконы
Лик мученицы Софии Римской изображен на иконе. Она может быть нарисована как в полный рост, так и по пояс. На всех иконах голову Софии покрывает платок. Обычно она держит крест или свиток, указывая на реликвию рукой, что символизирует призыв вступить на праведный духовный путь.
В чем помогает чудотворный образ
Дни празднования
30 сентября (17 по старому стилю) считается официальным днем памяти и почитания иконы Святой Мученицы Софии.
Молитва перед иконой
«О, страдалица великая София! Стоишь ты на небесах рядом с Господом нашим. При жизни совершала ты поступки благие. Молю тебя об исцелении души моей от греха, ибо желаю я встать на путь праведный. Будь моей заступницей и не дай вере истинной покинуть меня, как ты не утратила свою святость во время мучений безжалостных. Будь милостива и не покинь меня в минуты страха и отчаяния. Даруй мне силы духовные, не дай пасть духом близким моим. Помолись за нас перед Господом, ибо все мы дети Его, и души наши отправятся однажды в Царствие Его. Но пока я на земле грешной пребываю, подари мне свою поддержку и покровительство. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Мученица София в первую очередь была матерью, поэтому молитвы, обращенные к ней подле иконы, помогают в воспитании детей. Перед иконой святой православные люди просят защиты и покровительства Божьего. Для женщин с именем София святая является заступницей. Она поддерживает их в вере и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
В православии именины Софии празднуются в тот день, когда церковь чтит память об этой святой.
Праздновать именины Софии могут только те женщины с этим именем, которые крещены в христианском храме.
Имя София в православии
София – греческое имя, обозначает — мудрая. Когда произошло крещение Руси, оно широко распространилось по территории принятия христианства. Это имя одно из почитаемых в православии.
Связано оно с мученицей Софией Римской и другими святыми, прославившими это имя. Жизненный путь Софии был полон страданий, но она смогла достойно пережить все тяготы и лишения.
Собор Святой Софии в Великом Новгороде
Много храмов построено в честь Софии-Премудрости Божией. Но это имя означает не конкретную святую, а Божью Премудрость и Силу.
Именины Софии, отмечаемые церковью
День ангела Софии празднуется церковью несколько раз в год. Святая, поминаемая ближе к дате рождения женщины, и является ее ангелом-хранителем.
Почитается в дни:
- 28 февраля вспоминают преподобномученицу Софию (Селиверстову);
- 1 апреля — день памяти Софии Слуцкой;
- 4 июня почитают лекаря Софию;
- 17 июня — день поминовения преподобной Софии;
- 30 сентября – чтят Софию Римскую и ее дочерей;
- 1 октября вспоминают Софию Египетскую;
- 29 декабря – София Суздальская;
- 31 декабря чтут Софию Чудотворицу.
Наиболее известными считаются мученица София Египетская и святая мученица София Римская.
София Египетская мученица
София, проживавшая в Египте в 3 веке, проповедовала учение Иисуса Христа. За это деяние ее истязали, а впоследствии отрубили голову по приказу Клавдия, правившего в тот период Египтом.
Спустя некоторое время, при правлении Константина Великого, ее мощи перевезли в Царьград. Константин был первый христианский император, при котором прекратились гонения на последователей Иисуса Христа.
Святая мученица София Римская
Более известна в православии мученица София Римская. Она жила во 2 веке в Риме, была вдовой и вела благочестивый образ жизни. У нее было три дочери – Вера, Надежда, Любовь, которых она воспитывала добродетельными, любящими Христа.
В этот период римская империя проповедовала язычество, а верующих в Иисуса Христа безжалостно преследовало. Император Андриан узнал о семье, которая не скрывала своей веры, и распорядился доставить ее к нему.
Понимая, что ничего хорошего их не ждет, мать с детьми молились и просили Бога дать им силы перенести предстоящие страдания. Когда семью доставили к правителю, его поразило, что они вели себя так, как будто пришли на празднество. В их глазах не было ни тени страха.
Правитель убеждал девочек принести жертву богине Артемиде. Но хотя сестры и были маленькими (12, 10 и 9 лет), они не подались на уговоры. После долгих увещеваний император Андриан велел подвергнуть сестер пыткам, а затем умертвить.
Софии была уготована хоть и не физическая пытка, но не менее страшная. Ей было приказано смотреть на страдания своих детей. Палачи ожидали, что она будет уговаривать девочек отречься от Христа. Но мать напротив, подбадривала своих детей, уговаривала их вытерпеть мучения во имя Небесного Жениха. Дочери терпеливо выдержали физические страдания.
Умертвив девочек, император позволил Софии увезти их. Мать положила бездыханные тела дочек в ковчег и похоронила их за городом. Три дня София оплакивала дочерей, не отходя от могилы. И, наконец, не выдержав душевных страданий, там же и скончалась. Жители похоронили ее рядом с дочерями.
В 137 году София была причислена к лику святых. Вместе с дочерями она перенесла тяжелые мучения, но их воля и вера не были сломлены. Они поплатились своими жизнями, но остались верны Иисусу Христу. Это пример православным людям того, что вера в Господа сильнее страха истязательств.
Образа с мученицей Софией
Икона с изображением мученицы Софии есть во многих храмах и домашних иконостасах. Христиане перед образом просят о мире и покое в доме, защите от врагов и других напастей. Святая София помогает матерям в воспитании детей.
На иконе София обычно написана со своими детьми. Они стоят впереди, а позади в центре их мать. Главный посыл изображения в том, что каждый христианин должен помнить о системе ценностей и воспитывать их в своей семье.
Изображений Софии множество, одна из интересных икон – «София Премудрость Божия». На этом образе Дева Мария показана в виде мудрости. Здесь главное даже не в персоне, а в качестве, которое через персону олицетворено.
Что подарить Софии на день ангела
В день, когда отмечается день ангела Софии, рекомендуется посетить церковь, исповедаться и причаститься. Именины, как правило, проходят спокойно, без больших застолий. Праздник должен располагать к духовным беседам.
Что касается подарка имениннице, он не должен быть таким, какой дарят на день рождения. Ведь это, в первую очередь, религиозный праздник. В подарке должна быть подчеркнута религиозность и христианские традиции.
Это может быть, например, небольшое ювелирное изделие – иконка с изображением святой Софьи. В дальнейшем она может передаваться из поколения в поколение. Таким образом, икона станет достоянием семьи и сохранит память о предках.
Идея сооружения в Константинополе главного храма в честь Св. Софии принадлежала императору Константину Великому (ок. 285–337), при котором был построен небольшой храм, освященный в 330 и погибший при пожаре в 532. По приказу императора Юстиниана I (482/83–565) начали возводить новый храм в честь Св. Софии.
Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных размеров.
Архитектура.
В композиционную основу храма положен план трехнефной базилики в сочетании с типом центрического здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его купол парит в пространстве. В основе конструкции Св. Софии лежит точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов. Первоначально предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.
Четыре мощных центральных столба, поддерживающих купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный с преобладающей в нем средней подкупольной частью. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании купола прорезаны 40 арочными окнами – световой пояс нижней части купола. В соборе была применена новая система связи купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.
Центральное пространство с куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.
Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол – из кирпичей на толстых слоях раствора. Но тяжесть стен и столбов в храме не ощущается, его формы выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению к куполу, легко и воздушно. В храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам легкий, ажурный вид. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности скрывают тяжесть опор, все стены храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.
Внутри собора нижние части стен были покрыты резным сине-зеленым и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись фресковые росписи. По сведениям современников, купол украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя. Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые и порфировые колонны (более 100). Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью.
С западной стороны к храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная сторона атриума соприкасалась с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор Св. Марка в Венеции. Вход в нартекс шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа , Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204). Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся.
Амвон в соборе был очень крупным сооружением и представлял собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.
В соборе хранились несметные сокровища, святые реликвии, которые впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).
Св. София после турецкого завоевания.
В 1453 Константинополь был завоеван османской армией под предводительством султана Мехмеда II (1432–1481) и переименован в Стамбул. Турки сохранили здание храма Св. Софии, но преобразовали его в мечеть: убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол, мозаики были закрыты штукатуркой, над куполом подняли полумесяц, были пристроены четыре минарета, возведен михраб – ниша в стене, ориентированная в сторону Мекки . На боковых стенах и углах храма расположились огромные плакаты (7,5 м) с надписями на арабском языке.
В 1847–1849 была осуществлена крупная реставрация собора: мозаики были открыты и отреставрированы, но затем снова закрыты штукатуркой. Руководили работами братья Фоссати (Гаспар и Транжано).
В 1931 по приказу первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаль Ататюрка (1881–1938) американский византийский институт при поддержке Фонда Генри Адамса провел раскрытие и научную реставрацию мозаик.
В 1934 Св. София перестала функционировать как мечеть, а с 1935 была превращена в музей.